"Рука в театре должна быть твердой"
В четверг в Александринском театре будут чествовать его художественного руководителя Валерия Фокина. Сорок лет назад двадцатидвухлетний второкурсник Щукинского училища поставил свой первый спектакль - "Чужая жена и муж под кроватью" по Достоевскому. 40-летие режиссерской деятельности совпало с другой датой - пять лет назад Фокин возглавил Александринку. С ролью антикризисного менеджера он справился блестяще: в Петербурге стало на один живой и динамичный театр больше.
К творческому юбилею режиссера театр приурочил показ его "александринских" спектаклей. Их пока четыре - гоголевские "Ревизор" и "Женитьба", "Двойник" Достоевского, "Живой труп" Толстого. Другое, "хозяйственное", достижение Фокина в отдельной презентации не нуждается - в отреставрированном здании теперь есть сцена с суперсовременным оборудованием, действует Музей русской драмы, а осенью на ставшем традиционным фестивале "Александринский" показывают лучшие спектакли национальных театров. Для того чтобы их посмотреть, петербуржцам уже не обязательно ехать в Париж, Варшаву или Берлин. Все это еще одно подтверждение гармоничного сочетания двух фокинских "я" - режиссера и менеджера.
Следующей премьерой Валерия Фокина, который до сих пор не был замечен в пристрастии к новой драматургии, станет современная пьеса. Премьера намечена на февраль.
- Я прочитал пьесу Вадима Леванова года полтора назад. Это история Ксении Блаженной ретроспектива с перебросами в XVIII, XIX, XX и даже XXI век. Поскольку она имеет отношение к Петербургу, мне стало интересно. И она меня невероятно зацепила, - рассказывает Валерий Фокин. - Вместе с автором стали делать другой вариант. У него была написана пьеса-житие. Но театр все-таки не церковь, а светское учреждение. И нам надо, прежде всего, понять - как подвиг любви к ушедшему мужу привел Ксению к любви ко всем, к каждому. Спектакль так и будет называться "Ксения. История любви".
Ретроспективный юбилейный показ сегодня завершается "Женитьбой". После того как артисты выйдут на поклоны, главным героем вечера станет режиссер. Валерия Фокина поздравит губернатор Валентина Матвиенко, представители Минкульта и российского Союза театральных деятелей. По такому случаю в Петербург приедет актер Игорь Костолевский и другие москвичи. Юбиляру вручат две высокие награды - орден Польской Республики "Глория Артис" и "Мейерхольдовскую премию" (напомним, что, помимо Александринки, он руководит Центром им. Мейерхольда в Москве).
Критики называют сегодняшнюю Александринку "воплощенной утопией, руководимой просвещенным самодержцем". Этот изысканный пассаж Валерий Фокин комментирует так: "Насчет утопии, наверное, имеется в виду скепсис многих по поводу того, что возможно реанимировать такой большой театр, обремененный грузом разных штампов. Я, честно говоря, тоже не очень все это себе представлял. В данном случае не имею в виду хорошие традиции - они есть, слава Богу. Но ведь накопилось за эти годы много всякого другого, и в последние годы театр был не в самой лучшей форме. Все-таки пять лет - небольшой срок для такого рывка. Что касается "просвещенного самодержца" - да, стараюсь читать книги и быть человеком просвещенным. А без диктатуры, без художественного порядка и дисциплины в театре невозможно. Другое дело, что эта диктатура должна быть, как в свое время замечательно говорил Товстоногов, в белых перчатках. Нельзя так впрямую, железобетонно давить и наставать на своем - тут разные должны быть способы. Но без художественного порядка в театре невозможно. Рука в театре должна быть, и она должна быть твердой".