Ректор Политеха Михаил Федоров: Политехническая "бацилла" перерождается
Российское высшее образование вновь оказалось в эпицентре больших реформ. О том, как петербургский Политех собирается жить в ближайшие годы и что изменится в его деятельности, корреспонденту "Известий" рассказал ректор СПбГПУ Михаил Федоров.
вопрос: Какие внешние факторы вузам сегодня приходится учитывать?
ответ: Начну с того, что мы вплотную столкнулись с демографической проблемой. Нынешний прием показал, что выпускников школ стало меньше примерно на 10-12 процентов. По прогнозам, в будущем году их число снизится еще на 12-15 процентов. Так что нам важно найти правильные решения, которые бы позволили обеспечить прием подготовленных абитуриентов.
Второе обстоятельство связано с тем, что в 2009-м все вузы будут принимать абитуриентов по результатам единого госэкзамена. С одной стороны, у такой системы есть положительные моменты. Выпускники школ, особенно из регионов, успешно сдавшие единый госэкзамен, могут выбирать сильный вуз, в том числе московский или петербургский. Это потребует дополнительных мест в общежитии. Значит, мы должны строить новые общежития, но федеральные власти не выделяют на это бюджетные средства. Кроме того, недавно принят ряд законов, которые временно ограничивают возможности высших учебных заведений в строительстве новых объектов на инвестиционных принципах. Поэтому нужно искать новые экономические механизмы.
в: Изменения в вузах связаны и с переходом на двухуровневую систему образования?
о: В дополнение к существующим в вузах появляются новые образовательные маршруты. По ряду специальностей мы продолжим готовить инженеров. А по общенаучным, фундаментальным, гуманитарным, экономическим направлениям подготовка будет вестись по формуле "бакалавр - магистр". Важно встроить эту систему в существующую, а также - в научную среду, поскольку мы готовим аспирантов и докторантов.
И еще одно ожидаемое новшество: в декабре этого года высшие учебные заведения должны перейти на новую, дифференцированную систему оплаты труда. Оклады сотрудникам будет устанавливать сам университет, тем самым отменяется единая тарифная сетка. Вот в этих условиях нужно выработать систему мер по стабильному существованию и развитию университетов.
в: Какие принципы выбрал Политех?
о: Во-первых, это последовательная реализация программ учебной и научной работы. Во-вторых, улучшение условий работы и отдыха коллектива. Мы развиваем социальную базу, будем возводить новые и реконструировать существующие общежития. В прошлом году построили дом для молодых специалистов. В планах - жилье для сотрудников университета. Кроме того, реконструируем и развиваем университетские базы отдыха.
Мощный моральный аспект стабильности университета - сохранение и поддержание духа и традиций политехников. Кстати, в последнее время у нас существенно омолодился состав преподавателей, пришло много молодых кандидатов и докторов наук.
в: Сейчас говорят об экономике знаний. Что вы об этом думаете?
о: Разные специалисты объясняют это понятие по-разному. Я считаю, что наиболее четко его определил академик Евгений Велихов. По его мнению, это понятие существовало и в советские времена, но тогда экономика знаний была обусловлена жесткой административной системой и включала три главных составляющих: промышленность, науку и образование. В современных условиях появилась новая компонента - рынок. Механизм взаимодействия науки и образования с промышленностью через рынок определяется инновационными процессами. То есть теперь в экономике знаний уже четыре элемента: промышленность, инновации, наука и образование.
в: В этой цепочке есть место для фундаментальной науки?
о: Фундаментальные исследования отчасти независимы от промышленности и, следовательно, от рынка, но они по-своему определяют экономику знаний. Думаю, для России идеально такое соотношение: 70 процентов экономики науки и знаний определяется промышленностью - то есть рынком, 30 - это фундаментальные исследования.
Важно построить структуру университета так, чтобы она соответствовала такой экономической системе. То есть мы должны взаимодействовать через рынок с промышленностью, развивать фундаментальные исследования, и на этой базе строить учебный процесс.
в: Как нужно строить образовательный маршрут?
о: Он становится многоуровневым - "бакалавр - магистр", а по отдельным направлениям сохраняется выпуск специалистов. Проблема заключается в том, что подготовка ученого в рамках кафедры имеет ограниченные возможности. Требуется современное дорогостоящее оборудование, оно быстро меняется, и отдельной кафедре трудно успеть за этим процессом. Поэтому нужно в структуре университетов создавать специализированные научно-образовательные центры. Это должны быть профессиональные коллективы, которые заявили о себе на научном рынке, имеют возможность оперативно отзываться на новые направления в науке. И тогда образовательный маршрут начинается от кафедры - например, четыре года здесь готовят бакалавра. Затем подготовка в течение двух лет продолжается в институте на базе индивидуальных научных магистерских программ, а затем аспирантура и докторантура. Такой путь позволит нам в ближайшие годы пополнить научные и преподавательские кадры молодежью с современным уровнем подготовки. Но в то же время не надо забывать о промышленности. То есть появляется еще один образовательный маршрут, связанный с обучением непосредственно на промышленном предприятии. Для этого мы создаем там базовые кафедры. И часть молодых людей будет уже на уровне магистра проходить подготовку на предприятии.
После такого образовательного маршрута начинающий ученый адаптирован к условиям предприятий, научно-исследовательских организаций РАН. При этом сфера влияния университета расширяется. Построение маршрута, конечно, займет не один год. Для этого нужны большие инвестиции, новые исследования, знания и даже новые стены. А в этих стенах должно быть современное оборудование.
Мы начинаем формировать такие структуры, не дожидаясь окончания строительства нового корпуса, где расположатся несколько научно-инновационных институтов. Например, в университете действует межфакультетский центр энергосбережения и экологического мониторинга.
в: На что вы делаете акцент в международной деятельности?
о: Здесь два важных направления. Первое - межвузовский обмен студентами, преподавателями, учеными, второе - взаимодействие с транснациональными компаниями, лидерами мировой экономики. Именно они определяют вектор нововведений в науке и образовании, т.е. экономику знаний на международном уровне. Наиболее эффективный путь - устройство филиалов, центров внедрения, обучения на территории университета. Таких в Политехе примерно полтора-два десятка, там работают наши студенты. Как правило, после четвертого курса они становятся постоянными сотрудниками. Это не только компьютерные компании, но и производители новейшего оборудования, на нем и происходит обучение. И здесь можно говорить о другом ключевом понятии экономики - так называемых кластерах, когда предприятия разной направленности объединяются для выпуска конкретной продукции. Например, в Петербурге формируются судостроительный и автомобильный кластеры. Думаю, появятся и другие мощные кластеры - логистический, энергетический. Я считаю, что здесь важен именно политехнический принцип, когда разные специальности интегрируются для решения одной стратегической задачи.
в: Систему управления университетом тоже нужно совершенствовать?
о: Это требование времени. Должно происходить омоложение управленческой команды, повышение эффективности управленческой системы, которая бы не сдерживала стабильное развитие университета.
Вообще сегодняшние новации в образовании, науке и экономике еще раз подтверждают: сто с лишним лет назад было принято абсолютно правильное решение - создавать институты по политехническому принципу, когда высшее учебное заведение имеет широкий спектр подготовки специалистов. В политехническом вузе устанавливается взаимодействие между разными специальностями, которые органически дополняют друг друга. Если раньше это была двухкомпонентная среда: инженерные специальности и экономика, то сейчас добавились гуманитарная и инновационная составляющие. Они обеспечивают подготовку специалиста, который не только разбирается в рыночных механизмах, но и учитывает социальные, этические и психологические аспекты. Так что эта столетняя "бацилла политехнизации" жива и приспосабливается к новым условиям. Думаю, политехнический принцип образования получит новый импульс к развитию.