Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

Ректор Политеха Михаил Федоров: Политехническая "бацилла" перерождается

0
(фото: Станислав Янковский)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российское высшее образование вновь оказалось в эпицентре больших реформ. О том, как петербургский Политех собирается жить в ближайшие годы и что изменится в его деятельности, корреспонденту "Известий" рассказал ректор СПбГПУ Михаил Федоров.

вопрос: Какие внешние факторы вузам сегодня приходится учитывать?

ответ: Начну с того, что мы вплотную столкнулись с демографической проблемой. Нынешний прием показал, что выпускников школ стало меньше примерно на 10-12 процентов. По прогнозам, в будущем году их число снизится еще на 12-15 процентов. Так что нам важно найти правильные решения, которые бы позволили обеспечить прием подготовленных абитуриентов.

Второе обстоятельство связано с тем, что в 2009-м все вузы будут принимать абитуриентов по результатам единого госэкзамена. С одной стороны, у такой системы есть положительные моменты. Выпускники школ, особенно из регионов, успешно сдавшие единый госэкзамен, могут выбирать сильный вуз, в том числе московский или петербургский. Это потребует дополнительных мест в общежитии. Значит, мы должны строить новые общежития, но федеральные власти не выделяют на это бюджетные средства. Кроме того, недавно принят ряд законов, которые временно ограничивают возможности высших учебных заведений в строительстве новых объектов на инвестиционных принципах. Поэтому нужно искать новые экономические механизмы.

в: Изменения в вузах связаны и с переходом на двухуровневую систему образования?

о: В дополнение к существующим в вузах появляются новые образовательные маршруты. По ряду специальностей мы продолжим готовить инженеров. А по общенаучным, фундаментальным, гуманитарным, экономическим направлениям подготовка будет вестись по формуле "бакалавр - магистр". Важно встроить эту систему в существующую, а также - в научную среду, поскольку мы готовим аспирантов и докторантов.

И еще одно ожидаемое новшество: в декабре этого года высшие учебные заведения должны перейти на новую, дифференцированную систему оплаты труда. Оклады сотрудникам будет устанавливать сам университет, тем самым отменяется единая тарифная сетка. Вот в этих условиях нужно выработать систему мер по стабильному существованию и развитию университетов.

в: Какие принципы выбрал Политех?

о: Во-первых, это последовательная реализация программ учебной и научной работы. Во-вторых, улучшение условий работы и отдыха коллектива. Мы развиваем социальную базу, будем возводить новые и реконструировать существующие общежития. В прошлом году построили дом для молодых специалистов. В планах - жилье для сотрудников университета. Кроме того, реконструируем и развиваем университетские базы отдыха.

Мощный моральный аспект стабильности университета - сохранение и поддержание духа и традиций политехников. Кстати, в последнее время у нас существенно омолодился состав преподавателей, пришло много молодых кандидатов и докторов наук.

в: Сейчас говорят об экономике знаний. Что вы об этом думаете?

о: Разные специалисты объясняют это понятие по-разному. Я считаю, что наиболее четко его определил академик Евгений Велихов. По его мнению, это понятие существовало и в советские времена, но тогда экономика знаний была обусловлена жесткой административной системой и включала три главных составляющих: промышленность, науку и образование. В современных условиях появилась новая компонента - рынок. Механизм взаимодействия науки и образования с промышленностью через рынок определяется инновационными процессами. То есть теперь в экономике знаний уже четыре элемента: промышленность, инновации, наука и образование.

в: В этой цепочке есть место для фундаментальной науки?

о: Фундаментальные исследования отчасти независимы от промышленности и, следовательно, от рынка, но они по-своему определяют экономику знаний. Думаю, для России идеально такое соотношение: 70 процентов экономики науки и знаний определяется промышленностью - то есть рынком, 30 - это фундаментальные исследования.

Важно построить структуру университета так, чтобы она соответствовала такой экономической системе. То есть мы должны взаимодействовать через рынок с промышленностью, развивать фундаментальные исследования, и на этой базе строить учебный процесс.

в: Как нужно строить образовательный маршрут?

о: Он становится многоуровневым - "бакалавр - магистр", а по отдельным направлениям сохраняется выпуск специалистов. Проблема заключается в том, что подготовка ученого в рамках кафедры имеет ограниченные возможности. Требуется современное дорогостоящее оборудование, оно быстро меняется, и отдельной кафедре трудно успеть за этим процессом. Поэтому нужно в структуре университетов создавать специализированные научно-образовательные центры. Это должны быть профессиональные коллективы, которые заявили о себе на научном рынке, имеют возможность оперативно отзываться на новые направления в науке. И тогда образовательный маршрут начинается от кафедры - например, четыре года здесь готовят бакалавра. Затем подготовка в течение двух лет продолжается в институте на базе индивидуальных научных магистерских программ, а затем аспирантура и докторантура. Такой путь позволит нам в ближайшие годы пополнить научные и преподавательские кадры молодежью с современным уровнем подготовки. Но в то же время не надо забывать о промышленности. То есть появляется еще один образовательный маршрут, связанный с обучением непосредственно на промышленном предприятии. Для этого мы создаем там базовые кафедры. И часть молодых людей будет уже на уровне магистра проходить подготовку на предприятии.

После такого образовательного маршрута начинающий ученый адаптирован к условиям предприятий, научно-исследовательских организаций РАН. При этом сфера влияния университета расширяется. Построение маршрута, конечно, займет не один год. Для этого нужны большие инвестиции, новые исследования, знания и даже новые стены. А в этих стенах должно быть современное оборудование.

Мы начинаем формировать такие структуры, не дожидаясь окончания строительства нового корпуса, где расположатся несколько научно-инновационных институтов. Например, в университете действует межфакультетский центр энергосбережения и экологического мониторинга.

в: На что вы делаете акцент в международной деятельности?

о: Здесь два важных направления. Первое - межвузовский обмен студентами, преподавателями, учеными, второе - взаимодействие с транснациональными компаниями, лидерами мировой экономики. Именно они определяют вектор нововведений в науке и образовании, т.е. экономику знаний на международном уровне. Наиболее эффективный путь - устройство филиалов, центров внедрения, обучения на территории университета. Таких в Политехе примерно полтора-два десятка, там работают наши студенты. Как правило, после четвертого курса они становятся постоянными сотрудниками. Это не только компьютерные компании, но и производители новейшего оборудования, на нем и происходит обучение. И здесь можно говорить о другом ключевом понятии экономики - так называемых кластерах, когда предприятия разной направленности объединяются для выпуска конкретной продукции. Например, в Петербурге формируются судостроительный и автомобильный кластеры. Думаю, появятся и другие мощные кластеры - логистический, энергетический. Я считаю, что здесь важен именно политехнический принцип, когда разные специальности интегрируются для решения одной стратегической задачи.

в: Систему управления университетом тоже нужно совершенствовать?

о: Это требование времени. Должно происходить омоложение управленческой команды, повышение эффективности управленческой системы, которая бы не сдерживала стабильное развитие университета.

Вообще сегодняшние новации в образовании, науке и экономике еще раз подтверждают: сто с лишним лет назад было принято абсолютно правильное решение - создавать институты по политехническому принципу, когда высшее учебное заведение имеет широкий спектр подготовки специалистов. В политехническом вузе устанавливается взаимодействие между разными специальностями, которые органически дополняют друг друга. Если раньше это была двухкомпонентная среда: инженерные специальности и экономика, то сейчас добавились гуманитарная и инновационная составляющие. Они обеспечивают подготовку специалиста, который не только разбирается в рыночных механизмах, но и учитывает социальные, этические и психологические аспекты. Так что эта столетняя "бацилла политехнизации" жива и приспосабливается к новым условиям. Думаю, политехнический принцип образования получит новый импульс к развитию.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир