Председатель cовета Российской ассоциации трансфузиологов профессор Евгений Жибурт: "Сдал кровь - спас три жизни"
- Статьи
- Общество
- Председатель cовета Российской ассоциации трансфузиологов профессор Евгений Жибурт: "Сдал кровь - спас три жизни"
В России ежегодно в переливаниях крови нуждаются 1,5 млн человек. Кардиохирургия, онкология, травмы, аварии, ожоги, роды, военные конфликты... Без крови здесь не обойтись. Ее не купишь и не заменишь никакими медицинскими технологиями. При этом привлекать доноров у нас в стране некому: их поиск обычно лежит "на плечах" родственников больных. Хотя этим вполне бы могли заниматься студенты, представители молодежных организаций и просто неравнодушные люди. О проблемах развития нашей системы донорства крови корреспондент "Известий" Мария Дмитраш побеседовала с председателем совета Российской ассоциации трансфузиологов, профессором Евгением Жибуртом.
Евгений Борисович заведует кафедрой трансфузиологии и проблем переливания крови Института усовершенствования врачей Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова. В этом центре он и предложил провести интервью: "У нас будет День донора, посмотрите заодно!". А при встрече:
- Молодая, вес нормальный... Будешь кровь сдавать?
Достаю паспорт, заполняю анкету. В очереди за донорской карточкой передо мной - девушка. Молодой человек рядом держит ее куртку.
- А вы? - обращается к нему медсестра. - Боитесь, что ли?
Парень отвечает, что раньше сдавал кровь, просто сейчас не готов.
Но людей в "штатском" на донорском пункте мало. Приходят люди с надписями на бейджиках: "заведующий гематологическим отделением", "заведующий отделением переливания крови"...
- Сейчас у нас лежит девушка с тяжелым сепсисом, фактически - гнойным поражением крови, - говорит мне один из врачей. - Ей постоянно нужны переливания крови. Таких - сотни. Как тут не сдавать!
У меня берут кровь на анализ, потом ее проверят на вирусы. Уколотый палец медсестра подносит к аппарату для измерения гемоглобина в крови, он тут же выдает показатель "110". Пониженный. Дальше на осмотре терапевт качает головой: "Кровь сдавать нельзя!". На моей карточке появляется надпись: "временный отвод".
- Поднимешь гемоглобин - сдашь! - профессор Жибурт, только что сдал кровь и теперь допивает чай (это положено донору после сдачи крови). Потом просматривает тетрадь записей на донорском пункте:
- Ага, я -15-й по счету. Хорошо. Человек 50 сегодня должны прийти. Так, давайте мне деньги, - он шутливо обращается к другому врачу. (Получает 400 рублей.) - И справку на два отгула!
А по дороге в свой кабинет объясняет:
- Деньги на питание и два отгула так называемому безвозмездному донору у нас в стране положены по закону.
Военно-городская хирургия
вопрос: Евгений Борисович, кому нужна донорская кровь?
ответ: Сейчас без доноров не обойтись в онкогематологии, в кардиохирургии, в травматологии и ортопедии, в акушерстве. Конечно, в клинике неотложной хирургии. В Институте Склифосовского есть даже термин "военно-городская хирургия". От тяжелых ранений можно пострадать, не выезжая за пределы МКАДа. Вообще, по статистике каждый третий человек в современном мире имеет шанс получить переливание крови в течение жизни. Донор должен понимать, что одной кроводачей он спасает трех человек. На станции переливания его кровь разделят на эритроциты, плазму и тромбоциты. И скорее всего, эти компоненты потом перельют трем разным людям.
в: Какие компоненты крови сейчас наиболее востребованы?
о: Тромбоциты. Диагноз "лейкоз", например, раньше был приговором. А сейчас это состояние, которое возможно вылечить с помощью агрессивной химиотерапии и пересадки костного мозга. Что делают? Убивают костный мозг пациента, пересаживают либо его собственные стволовые клетки, либо донорские. В период приживления у человека в крови ноль тромбоцитов. Он беззащитен против инфекций, порезов (тромбоциты отвечают за остановку кровотечений). Через несколько дней стволовые клетки восстановятся, и своих тромбоцитов у человека будет достаточно. Но этот период нужно пережить с помощью донорских клеток. Методом пересадки костного мозга теперь лечат тяжелые артриты, рассеянный склероз, рак молочной железы... Тромбоциты - донорство XXI века.
в: Чем отличается сдача тромбоцитов от обычной сдачи крови?
о: Вот у нас сейчас День донора, вы видели, весь процесс обычной сдачи крови занимает 40 минут. А чтобы сдать тромбоциты, донор должен приехать, например, в РДКБ, полежать полтора часа, пока аппарат отфильтрует тромбоциты, а остальные компоненты крови ему вольют обратно. Кроме того, тромбоциты можно сдавать раз в две недели, тогда как обычным донором крови мужчина у нас может быть пять раз в год, женщина - четыре раза. Быть донором тромбоцитов чуть сложнее и чуть неудобнее. Но без этого детишек, больных раком крови не вылечишь.
в: Насколько больные гемофилией сейчас нуждаются в донорах?
о: Раньше их жизнь зависела от плазмы, точнее, от ее небольшого "белочка" - фактора 7, отвечающего за свертываемость крови. Сейчас препараты от гемофилии из концентрата этого фактора производят на заводах в США и в Европе. Собственных заводов у нас пока нет, мы закупаем препараты за рубежом. К счастью, в Кирове строится федеральный завод с собственной сетью плазмацентров. Он будет собирать плазму со всей страны и готовить препараты для больных гемофилией. Их немного - около десяти тысяч. Но это люди. И качество жизни больных людей - индикатор здоровья общества.
Профилактика инфаркта
в: Кто может стать донором крови? Только очень здоровый человек?
о: Донором может быть любой человек от 18 лет с хорошим самочувствием и настроением. Он должен знать, что у него нет ВИЧ-инфекции, гепатита, малярии, туберкулеза, острых инфекций. А если у человека небольшие отклонения от идеала, например близорукость, и он сдаст стандартную дозу крови - 450 мл, ничего с ним не случится. Тем более что сдачу крови предваряет тщательное врачебное обследование. Вы в этом могли убедиться: будет риск здоровью донора - врач не допустит. Кроводача - это процесс, к которому организм человека приспособлен эволюционно: травмы, войны. В умеренных дозах кровопускание обладает оздоравливающим эффектом. И потом активные доноры (люди, которые сдают кровь больше трех раз в году. - "Известия") всегда знают о своем состоянии здоровья, потому что обязаны проходить медицинское обследование. Кстати, повышенный гемоглобин тоже вреден: в организме человека начинается окислительный стресс, в результате которого могут закупориться сосуды. Исследования доказали, что у доноров-мужчин, например, инфарктов меньше, чем у недоноров.
в: Многие люди боятся сдавать кровь. Есть ли сейчас хоть небольшая вероятность заразиться во время кроводачи?
о: Нет, конечно! Все современные приборы для взятия крови устроены таким образом, что повторно ими невозможно уколоть. Современный ланцет для прокола пальца выглядит как кнопка: нажали, палец прокололи, игла заползла внутрь "кнопки" и все - ее выбрасывают. Так же иглу вытаскивают из вены, надевают на нее специальный колпачок, после чего его невозможно снять и уколоть повторно.
в: Евгений Борисович, как сегодня у нас в стране обстоит дело с обеспечением населения донорской кровью?
о: Говоря об обеспечении населения кровью, принято считать число донаций (одна сдача крови) на тысячу жителей. Нормальный уровень обеспечения - 60 донаций в год на 1000 жителей. В России - 24 донации на 1000 жителей. При этом ежегодно переливания крови нужны 1,5 млн россиян. Мегаполисы больше всего нуждаются в донорской крови. В них находятся федеральные клиники, куда приезжают лечиться люди со всех регионов, а доноров-родственников с собой не привозят. В Питере, например, всего 8 донаций на 1000 жителей. В Москве - 9. Каждый день примерно тысяче пациентов в столице нужны переливания крови.
Кто в рекрутеры пойдет?
в: Кто сегодня занимается поиском доноров?
о: Профессионально - никто. Доноров ищут Служба крови, врачи, родственники больных, волонтеры. Например, волонтерская группа "Доноры - детям" находит доноров тромбоцитов для детей в Российской детской клинической больнице, я к ней с огромным уважением отношусь. Наша церковь поддерживает донорство. По-хорошему, рекрутеры доноров должны работать в штатах станций переливания крови. Это должна быть оплачиваемая работа. В США, например, у рекрутера есть базовый оклад - примерно 28 тысяч долларов в год, плюс за каждого приведенного донора он получает чуть больше доллара. Там работает Ассоциация донорских рекрутеров - целая отрасль, отсутствующая в нашей стране. Также и у нас люди с менталитетом "sales" могли бы подрабатывать, находя доноров.
в: Какие еще есть проблемы в нашей системе донорства крови?
о: Наша Служба крови работает по старинке. Активный донор должен принести на донорский пункт 11 медицинских справок в год, если он мужчина и 12 - если он женщина. Эта 12-я - "справка о гинекологическом статусе на день выдачи справки"... Тут Жванецкий отдыхает. Каждые три месяца донор должен приносить справку о том, что у него нет вируса гепатита А. Но на лбу же у него не написано, что он заражен: вдруг он в скрытом периоде? Значит, терапевт районной поликлиники или для профанации выпишет ему справку, или заставит пройти углубленное обследование, которое он все равно пройдет, придя на донорский пункт. Получается, что от справок никакой эффективности, а только неудобства для донора.
в: Но сегодня на Дне донора у меня не попросили никакой справки...
о: Это парадокс! Когда человек впервые приходит сдавать кровь - справки не нужны. Как становится активным донором, от него их требуют. Возможно, в 30-е годы прошлого века, когда формировался порядок обследования донора, толк от справок был. Но сегодня XXI век. Донор осознанно пришел, чтобы подарить свою кровь больному человеку, спасти его. Донора осматривает врач, которого готовили к этому в течение десяти лет. Профессионализм нужен, а не справки.
Еще одна проблема в том, что наши доноры вынуждены подстраиваться под донорские пункты (кровь в большинстве клиник можно сдать только по будням) а должно быть наоборот. Из-за всех этих проволочек у нас много первичных доноров - около 40%, а в идеале активных повторных доноров должно быть 90%.
Бесплатный проезд и льготы на "коммуналку"
в: Что нужно сделать для того, чтобы человек, сдавший однажды кровь на донорском пункте, пришел еще раз?
о: Нужно сделать визит на донорский пункт привлекательным. Веселым, если хотите. Если уж есть возможность поощрить доноров, сделать это в форме лотереи. В США на пунктах сдачи плазмы разыгрываются талоны на бензин - многим нравится. Есть современные разработки: донор тромбоцитов садится в специальное кресло, в одной руке у него в вене игла, а в другой - компьютерная мышка, он сидит в интернете. При этом в цивилизованном обществе донор - уважаемый член общества.
в: Почетно ли у нас быть Почетным донором?
о: Почетный донор - это наше ноу-хау. Сталин придумал его, когда узнал, что в блокадный Ленинград не завезли ни капли крови, люди были донорами друг для друга. Сейчас, чтобы стать "Почетным донором России" нужно 40 раз сдать кровь или 60 раз плазму. Этот знак влечет за собой ежегодные выплаты в 8000 рублей, плюс - льготы, в регионах они разные. В столице помимо 8000 рублей почетному донору выдают социальную карту москвича, обеспечивают льготное зубопротезирование (самый дешевый вариант - вообще бесплатно), льготы на сумму 400 рублей при оплате коммунальных услуг и бесплатный проезд в общественном транспорте.
Правильная мотивация
в: Кстати, о материальных благах... Сколько у нас сейчас безвозмездных и платных доноров?
о: У нас нет определения "безвозмездный донор". В Европе есть: это донор, который не получает ни денег, ни материальных благ, ни отгулов. А у нас по закону ("Закон о донорстве крови и ее компонентах". - "Известия") донору положены два отгула и деньги на питание. Наши безвозмездные доноры не совсем безвозмездные по мировым стандартам. Платных доноров у нас, по официальной статистике, порядка 13%. Но курс исключительно на платное донорство опасен тем, что некоторые несознательные граждане, стремясь получить деньги, могут скрывать свои болезни.
в: Но на одной моральной мотивации не все люди придут на донорский пункт?
о: Самая главная мотивация, которая должна быть у донора, такая: ты своей кровью спас чью-то жизнь, ты - полноценный человек. Мы как-то обратились к руководителю крупной финансовой организации: " Можно у вас День донора провести?" - "Ребята, мы все заняты, деньги куем! - "Так тебе же самому может понадобиться?" - "Мы все купим!" Проходит время - понадобилось, у того руководителя родственница попадает в автокатастрофу, и он 240 своих сотрудников приводит на День донора. Он пробовал купить кровь. Но в Москве ее купить невозможно, станции переливания крови выдают больницам все до последней капли. В московской городской станции переливания крови списание крови по истечении срока годности равно нулю. Поэтому нам нужно создавать банк крови. Для сравнения: мы приходим в Сбербанк, приносим 1000 рублей - положили. Через год пришли - забрали. Но ведь нам не нашу купюру отдают. Так же и банк крови: ты здоров - пришел и сдал, когда ты болен - пришел и взял. Это называется социальная солидарность.
P.S. При поддержке Евгения Жибурта и группы "Доноры - детям" мы решили провести "День донора" в редакции "Известий". О точной дате и времени мы сообщим в ближайших номерах.
Где в Москве можно сдать кровь
Центральный округ
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
м. "Проспект Мира", Б.Сухаревская пл., д.3, корп.2, (495) 621-91-60
Западный округ
Городская клиническая больница N 71
м. "Кунцевская", Можайское шоссе, д.14, (495) 443-78-93
Восточный округ
Детская городская клиническая больница Св. Владимира
Рубцовско-Дворцовая ул., д.1/3, (495) 268-84-26
Северный округ
Городская клиническая больница им. С.П. Боткина
м. "Беговая", 2-й Боткинский пр., д.5, (495) 252-92-45
Северо-Западный округ
Центр крови Федерального медико-биологического агентства
м. "Щукинская", ул. Щукинская, д.6, корп.2, (499) 193-17-73
Северо-Восточный округ
Городская клиническая больница N 40
м. "ВДНХ", ул. Касаткина, д.7, корп.6, (495) 686-32-07
Южный округ
Морозовская детская городская клиническая больница
м. "Добрынинская", 4-й Добрынинский пер., д.1,(495) 959-88 37
Юго-Западный округ
Российская детская клиническая больница
м. "Юго-Западная", Ленинский проспект, д.117, корп.3, (495) 517-22-86
Юго-Восточный округ
Городская клиническая больница N70
м. "Выхино", Федеративный проспект, д.17, корп.1, (495) 304-40-21