Последний удар по Кадашевской набережной?

Во вторник Басманный суд слушал дело по иску Центра русской культуры "Кадаши" к правительству Москвы. Истец просит признать незаконным распоряжение правительства о сносе дома N 10 по Кадашевской набережной. Заседание отложено по просьбе ответчика.
Центр русской культуры "Кадаши" занимает приговоренный к сносу дом. Положение вдвойне трудное: учредитель центра - Третьяковская галерея - только что отказался от аренды дома. Отсюда второй иск "Кадашей" - о принуждении Мосимущества к заключению прямого договора аренды. Но это невозможно, если не выигран первый иск, поскольку распоряжение о сносе прекращает все права пользования зданием.
Распоряжение выпущено в декабре минувшего года, а Третьяковская галерея отказалась от аренды дома в январе нынешнего. Само владение по Кадашевской набережной остается за Третьяковкой и включено в проект ее развития. Собственно, снос дома N 10 - часть этого проекта. Соседние владения по набережной - дома N 8 и 12 - уже очищены для строительства новой очереди галереи.
Напомним (см. "Известия" от 06.03.06), что дом N 12 был памятником архитектуры и что именно с его уничтожения в 1994 году начался новейший, так сказать, "демократический" вандализм. Два года назад мэр Москвы исключил этот давно снесенный дом из списка памятников "в связи с физической утратой", забыв упомянуть, что причиной утраты было его же, мэра, распоряжение. Считается, что вывод из списка позволяет архитекторам рисовать на месте дома N 12 нечто новое, не утруждаясь копированием утраченного.
Однако это не совсем так. По Кадашевской набережной проходит граница охранной зоны памятника всемирного наследия "Московский Кремль", и все дома на красной линии застройки входят в эту зону своими главными фасадами. "Режим содержания" охранной зоны предполагает регенерацию, то есть "сохранение и восстановление традиционных характеристик ценной градостроительной среды". И уж никак не предполагает сноса.
Дом N 10, о котором идет судебный спор, не является памятником, но, как стоящий на красной линии, он принадлежит главным фасадом охранной зоне Кремля. Это значит, что Юрий Лужков не имел права выпускать распоряжение о сносе дома.
Разумеется, "кремлевский" режим никого не останавливал и раньше. Строительство в восточной части соседней Софийской набережной превысило все мыслимые высоты, столь же высокое строительство задумано в ее западной части. Для этого несколько лет назад снесен памятник XVII века - палаты Пикарта (Софийская набережная, 6). В 1990-е годы снесена ограда Александровского сада со стороны Манежной площади - там, где теперь течет фальшивая Неглинка и фонтанируют церетелиевские зверушки. Тогда же была изуродована стоящая на границе охранной зоны ограда "нового" университета (факультета журналистики): пилоны правых въездных ворот отнесены к югу, а в образовавшемся разрыве устроена лестница подземного перехода. Бывший синематограф Солодовникова на Кремлевской набережной, 1/9 превращен в руины. Главные фасады гостиницы "Москва" и Военторга также принадлежали охранной зоне Кремля...
Но вернемся на Кадашевскую набережную. Центр русской культуры "Кадаши" не сводит свои аргументы к "кремлевскому режиму" территории. Распоряжение мэра о сносе дома N 10 ссылается на протокол пресловутой "несносной" комиссии, в котором техническое состояние дома названо неудовлетворительным. Между тем в письме Росстроя на имя председателя Москомнаследия Валерия Шевчука прямо говорится, что снос по приведенным в протоколе ложным основаниям недопустим.
Наконец, в распоряжении истца есть историко-культурная экспертиза Института искусствознания, согласно которому дом N 10 заслуживает статуса памятника. Перед нами здание Биржевой артели Торгового дома Хлудовых (знаменитый купеческий род), построенное архитектором Александром Бирюковым в 1898 году. Уже два месяца назад Центр русской культуры "Кадаши" подал в Москомнаследие заявку о признании Хлудовской артели вновь выявленным памятником архитектуры. Ответа пока нет.