Музей и храм: два в одном

Музеям и храмам, оказавшимся на одной территории, непросто найти общий язык. В Петербурге примером цивилизованного диалога может служить музей-памятник "Исаакиевский собор", в России местом битвы противоборствующих сторон остаются Соловецкие острова. О том, как музеям и храмам жить дальше под одной крышей, в понедельник в информационном агентстве "Росбалт" размышляли представители государства и церкви.
СОЛОВКИ И ФЕСТИВАЛИ
Тема сосуществования музеев и храмов обострилась после двух недавних коллективных писем к премьер-министру РФ Владимиру Путину. Члены Общественной палаты просят придать Соловецким островам особый охранный статус и прекратить процесс коммерциализации. А известные ученые выступают за сохранение на Соловках государственного музея-заповедника и требуют прекратить передачу объектов мужскому монастырю. Масла в огонь подлил фестиваль бардовской песни, который должен открыться 9 августа. Песни барды исполняют рядом с Соловецким монастырем. Мнения по поводу этичности такой прописки резко разделились.
Юрист Виктор Касаткин считает, что все нынешние конфликты по поводу Соловков - это отголоски 1960-х, когда Совмин поставил задачу отреставрировать 114 объектов. Как водится, на это не хватило ни воли, ни финансов. А причину конфликта адвокат видит в том, что на территории комплекса несколько хозяев - муниципалы, федеральные органы власти, общественные и церковные организации.
- Все дело в том, как российское правительство поставит вопрос о земле и финансировании. Во всяком случае, в бюджете страны не заложено средств на развитие этого региона. Нужно подняться всем миром и помочь финансово. А в письмах протеста нет ответа на вопросы - кого сделать хозяином комплекса, кто должен распоряжаться землей, - отмечает Виктор Касаткин.
Барды напомнили о том, что фестиваль на Соловках в свое время благословил настоятель Спасо-Преображенского монастыря отец Иосиф, и что никто не собирается под его стенами устраивать "бесовские пляски". Коммерческих интересов здесь нет - исполнители приезжают за свой счет, живут в палатках и тихо поют под гитару у костра.
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, который как раз вернулся с Соловков, не стал упоминать о коммерциализации, а высказал точку зрения историка. По его мнению, основой имущественных и нравственных взаимоотношений между церковью и музеями мог бы стать закон о церковной реституции, а фестивали лучше проводить где-нибудь в другом месте.
- Моя позиция такая: присутствие на Соловках фестивалей - поразительно бестактно и исторически безнравственно. Все эти культурно-профанские тусовки - прямой путь к забвению культуры. Для меня странно это все - самовыражаться на камнях, политых кровью тысяч людей, - заявил отец Георгий. - После того, что там произошло в двадцатые-тридцатые годы, не может быть просто восстановлена прежняя монастырская жизнь. В том числе в кельях Соловецкого кремля, где стояли лагерные нары, - на стенах надо запечатлеть два этапа его истории. Считаю, что нужно восстановить несколько храмов, а значительная часть этого комплекса должна быть посвящена истории Соловецкого лагеря особого назначения. Восстановление Соловков - это одновременно дело и церкви, и государства. Надо возвращать им не лукавый вид советского периода - памятника церковной архитектуры, а памятника одного из величайших преступлений XX века.
По мнению Георгия Митрофанова, для взаимодействия музеев и храмов нет универсальных рецептов, главное здесь - "определенного рода творчество" и "конкретная работа конкретных людей".
- При этом невозможно игнорировать опыт прошлого века, нужно быть признательными друг другу. С одной стороны, многие музеи разбухли, расцвели благодаря украденным у церкви ценностям. С другой стороны, многие спасли эти ценности от гибели, - напоминает отец Георгий.
ДИКТУЕТ ЭКОНОМИКА
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор", помимо архитектурного шедевра Монферрана, включает также Сампсониевский, Смольный соборы и Спас-на-Крови. На вопрос о том, когда государство в состоянии будет передать эти храмы РПЦ, строители и реставраторы отвечают, что их "доведут до ума" не раньше 30-х годов XXI века.
- Здесь многое диктует экономика. Как музей мы можем зарабатывать на содержание соборов больше, чем даже самый сильный приход. И тратим эти деньги во благо храмов, - объясняет директор ГМП Николай Буров.
Он напомнил, что до революции Исаакий был государственным храмом и содержался за счет госказны. Спас-на-Крови содержало МВД, Смольный собор был на иждивении Министерства просвещения.
Вопрос о передаче Исаакиевского собора (его настоятель - митрополит Петербургский и Ладожский Владимир) пока остро не стоит. По большим церковным праздникам в соборе проводятся церковные службы. Взаимоотношения между руководством музея и епархии регулирует соответствующий договор. По словам Бурова, этот договор - "не хрупкое равновесие, а серьезные наработки". Сейчас в музее решили повысить квалификацию экскурсоводов. Им предстоит освоить немало тем, в том числе краткий курс истории церкви, символику православного храма, убранство алтаря, типы богородичных икон.
В каждом из четырех соборов музейную деятельность дополняет концертная. По этому поводу у музея с епархией полное взаимопонимание - программа концертов включает русскую духовную музыку. Церковные службы не проводятся только в Смольном соборе, но предполагается, что они возобновятся с января будущего года.
- Когда чуждая церкви культура вторгается в храмы - это проблема. Нужно понимать, что органично для храма, а что - нет. Вот в Морском соборе Кронштадта был в свое время клуб морской базы, крутили кино, с концертами выступали. Я, грешен, несколько раз играл там в выездных спектаклях. Все это не предназначено для храма. Мне кажется, здесь может звучать хорошая классическая музыка, - говорит Николай Буров. - Уж простите за такое слово, но сожительство в храме музея и церкви - чрезвычайно деликатный вопрос. Чтобы его решать, надо идти и на взаимные уступки, и на ограничения. Сейчас мы где-то в середине пути. И важно двигаться дальше, быть готовыми к компромиссу и взаимопониманию.
- ВКонтакте