Цирк ремонтного периода

Большой петербургский цирк готов заново родиться. В ближайшее время ему предстоит пережить капитальный ремонт с элементами реставрации - конкурс на разработку проекта уже объявлен. Если все пойдет по плану, то через два-три года здание на Фонтанке станет таким, каким его в середине девятнадцатого века задумал итальянский наездник и дрессировщик Гаэтано Чинизелли - даже царская ложа займет свое историческое место.
На проектные работы федеральный бюджет выделил свыше 15 млн рублей, ремонт включает также техническое перевооружение здания с заменой кресел. К этому завершающему рывку цирк готовился последние десять лет.
- Приводим наше здание в чувство, оно оживает постепенно. Обновили фасад, восстановили скульптурные композиции, сделали свет, отремонтировали кровлю, внутренние коммуникации. Туалеты сделали - они были в ужасном состоянии, - перечисляет заместитель гендиректора по технике Владимир Медведев. - Еще мы восстановили козырек над зданием, его зачем-то в советское время разобрали.
Теперь "упрощения" советского периода будут ликвидированы. Кстати, первыми после революции пострадали музы - их скульптурные изображения изъяли из оконных проемов в двадцатые годы прошлого века. Затем исчезла и скульптурная группа над главным фасадом. В пылу реконструкции роскошную царскую ложу заменили скромными "местами" для оркестра. При Чинизелли она была декорирована малиновым бархатом, лепкой, сверкала зеркалами. По представлению контрольной комиссии при министерстве императорского двора за такой архитектурный шедевр его автору Василию Кенелю был подарен бриллиантовый перстень.
- Хотим вернуться к историческому облику зала. Только речь идет не о каких-то вип-ложах вместо первых трех рядов, а скорее о зонах разной степени комфортности - как это было при Чинизелли. Для состоятельной публики каждые четыре посадочных места были отделены красивой стоечкой из балясин, - объясняет Владимир Медведев. - Так что это соответствие исторической правде, а не наше желание сделать цирк для вип-персон. Столько лет не было в окнах здания скульптурных композиций, мы их установили - это же не означает, что теперь у нас здание для вип-персон получилось.
К "исторической правде" добавят современной техники - установят специальные платформы для бассейна и ледовой арены.
- Например, в обоих московских цирках много сменных манежей. Можно в антракте один манеж убрать вниз, выставить второй - с другой начинкой. Первое отделение, например, работать на традиционном "сухом" манеже, а потом поднять готовый бассейн или лед выставить. Мы тоже так хотим - во всяком случае, будем к этому стремиться, - говорит Владимир Медведев.
Кроме царской, восстановят также ложу градоначальника. Администрация цирка обещает, что и в той, и в другой сможет сидеть любой желаюший - только билеты на комфортные места будут стоить дороже.
Кстати, привилегированная публика в цирке Чинизелли имела право заглянуть в конюшню, которая, по свидетельству современников, содержалась в идеальной чистоте, благоухала духами и ласкала взоры гостей фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками. Предполагается, что нынешним цирковым животным в отремонтированном цирке жить станет тоже удобнее и веселее.
На фундаменте итальянского упорства
Настойчивый Чинизелли долго не мог добиться от городской думы разрешения приобрести желанный участок. Извозчики ставили там свои экипажи, а рядом, в сквере Инженерного замка, няньки выгуливали детей. Итальянец не хотел мириться с формулировками типа: "цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр, где народ мог бы за достойную плату умственно и душевно отдохнуть". Кроме того, ему указывали на то, что новое здание закроет фасад Инженерного замка. Ссылались чиновники и на самое святое - детей, которые якобы лишатся возможности гулять. Тогда Чинизелли предложил городскому голове "устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади… обнести сквер железною решеткою и устроить в нем роскошный фонтан". Получив таки "под устройство цирка" землю площадью 878 кв. саженей из части городского Инженерного сквера, итальянец слово сдержал - сквер на Манежной площади существует до сих пор.
В 1877 году состоялось открытие цирка на Фонтанке - первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики по проекту архитектора Василия Кенеля. "Новое здание… сделало бы честь даже не настолько скромной и скучной местности, как уголок к Семионовскому мосту и на Фонтанку", - писали тогда в газетах. Современники восхищались совершенством пропорций здания, любовались изящными украшениями. Внутри зрительный зал был украшен позолотой, малиновым бархатом, зеркалами, хрустальными люстрами. Плафон был расписан "разными типическими изображениями из вольтижерского мира". Гастролеры в один голос называли это здание самым красивым цирком Европы.
- ВКонтакте