Школьный курс юного бойца

В недрах российской Общественной палаты родилась идея вернуть в школы обязательный курс начальной военной подготовки (НВП). С инициативой дополнить учебные планы этим предметом палата может выступить на своем пленарном заседании уже осенью. Как выяснили "Известия", к перспективе возвращения хорошо забытого старого в Петербурге относятся по-разному.
Логика авторов идеи такова: срочная служба в армии сейчас длится один год, а техника и вооружение становятся все сложнее. За это время трудно подготовить полноценного бойца и провести учения.
Не надо бояться никакой милитаризации, необходимо мужское воспитание ребят, - считают в Общественной палате. Кроме того, как полагают некоторые сторонники возвращения НВП, этот курс поможет воспитывать патриотизм у старшеклассников.
И.о. декана факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. Герцена Геннадий Сопко тоже считает, что год срочной армейской службы – аргумент за НВП. Но у него есть и некоторые опасения насчет того, как и кто будет преподавать "новый старый" предмет.
- В школы может хлынуть масса людей, которые не имеют педагогического образования. Придут те, кто станет заниматься только шагистикой и так далее. А современной армии нужно проникновение в суть военного образования, становления молодого человека как защитника Родины. Сегодня для овладения профессиями в армии нужно прекрасно знать компьютеры, новую технику, средства защиты - не только технической, но и медицинской, - говорит Геннадий Сопко. - Я учился в школе в пятидесятые годы, знаю - чем мы занимались. У нас был военрук с четырьмя классами образования, и мы шагали строевым шагом и исполняли приемы с оружием. Конечно, сейчас это тоже нужно, чтобы человек понимал, что армия - не прогулка вразвалочку.
- Патриотизм подобного рода действиями никто не формирует. И чем чаще о нем говорят, тем больше возникает у людей отторжения, - сказал "Известиям" учитель истории, попросивший не называть его имя. - У Сухомлинского есть по этому поводу изумительная мысль. Он говорил, что нельзя любить Родину, если ты не научился любить бабушку и дедушку. А мы начинаем с громких призывов и лозунгов, забывая о самых простых, элементарных человеческих истинах. Ничего эта военная подготовка не даст. Уж сколько раз ее вводили - тогда это было необходимо, в том числе из-за холодной войны. А сейчас толком никто причины не может объяснить.
Учителя ссылаются на то, что школьники и так перегружены предметами. И если расширять программу, то за счет прикладного и полезного. Например, в стандартах образования нет ни одного курса, который знакомил бы ребят с особенностями современного рынка труда, а значит - с перспективами их трудоустройства.
Представители вузовских военных кафедр и учебных военных центров считают, что, вернувшись в школы, НВП принесет всем только пользу.
- Патриотическое воспитание, которое проводилось по начальной военной подготовке, имело положительный эффект, и будет иметь его и сейчас. С одной стороны, это подготовка к службе в армии. Сейчас она длится всего год. И, естественно, подготовить бойца за это время трудно. Армия стремительно меняется, и узнать о ней более подробно можно на этих занятиях. Педагоги, которые их будут вести, это офицеры запаса. Они смогут подготовить молодого человека ко всему, что нужно для прохождения службы. Кроме того, те, кто захочет стать офицером, могут получить начальный толчок - по какой схеме идти, куда обратиться. И потом, например, "зарницы", которые раньше проводились, и детей сближают, и какие-то командирские навыки дают. Девочкам все это тоже не помешает. Сегодня многие военные вузы принимают девушек, они становятся лейтенантами и могут служить по контракту на офицерских должностях. Информацию о таких возможностях они тоже смогут получить на уроках НВП, - уверен декан факультета военного образования ГУАП полковник Игорь Павлов.
По мнению специалистов, начальную военную подготовку можно было бы преподавать в рамках курса ОБЖ..
- Мне кажется, что лучше ставить курс военной подготовки в рамках "Основ безопасности жизнедеятельности". Их сейчас преподают практически во всех классах. И речь идет, очевидно, о том, чтобы увеличить количество часов ОБЖ: может, программу больше сделать с практическим уклоном, применительно к современной армии, - считает Геннадий Сопко.
Ходили строем, орали песни
- Я вспоминаю наши школьные уроки НВП с тихим ужасом. Помню, на парте лежал автомат Калашникова, и нужно было его как можно быстрее разобрать и собрать. Если у некоторых наших мальчишек и возникал восторженный блеск в глазах, когда они брали в руки оружие, то девочки ненавидели все эти милитаристские штучки. Еще ходили строем около школы и орали песни. А в остальное время, посвященное теории, писали друг другу записки, обсуждали текущие новости - в общем, валяли дурака. Лучше бы я эти школьные часы потратила на изучение иностранного языка, который тогда был в загоне. И мне бы вовсе не хотелось, чтобы мой сын тратил время на изучение военных премудростей, - сказала "Известиям" петербурженка Ольга Семенова.
- ВКонтакте