Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Генеральный продюсер телеканала "Россия" Сергей Шумаков: "Наша страна так замечательно устроена, что количество героев у нас - необъятное"

Сергей Шумаков входит в число самых закрытых, самых интровертных лиц отечественного ТВ. На публике он говорит мало, но всегда хочется, пользуясь известной цитатой Бабеля, чтобы он сказал больше. С его именем не только связаны яркие победы последних лет - фильмы "Остров", "Мы из будущего", "Русская игра", "Ветка сирени", сериал "В круге первом" или вызвавший огромный резонанс документальный "Византийский урок"...
0
Генеральный продюсер телеканала "Россия" Сергей Шумаков (фото: Владимир Суворов, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сергей Шумаков входит в число самых закрытых, самых интровертных лиц отечественного ТВ. На публике он говорит мало, но всегда хочется, пользуясь известной цитатой Бабеля, чтобы он сказал больше. С его именем не только связаны яркие победы последних лет - фильмы "Остров", "Мы из будущего", "Русская игра", "Ветка сирени", сериал "В круге первом" или вызвавший огромный резонанс документальный "Византийский урок"... Само присутствие Шумакова в руководстве одного из главных телеканалов страны делает апокалиптический прогноз относительно будущего нашего ТВ преждевременным. С Сергеем Шумаковым удалось встретиться и побеседовать обозревателю газеты "Известия".

Между "ТЭФИ" и Сталиным

вопрос: Сергей Леонидович, холдинг ВГТРК, куда помимо "России" входят каналы "Культура", "Спорт", "Бибигон" и "Вести", отказался в этом сезоне выдвигать свои работы на премию "ТЭФИ". Как вы можете объяснить этот демарш?

ответ: Честно говоря, я давно этого ждал. Мероприятие это - я имею в виду "ТЭФИ" - доставляет все меньше и меньше радости. Знаю массу людей, которые очень много сделали для телевидения, но никогда не ходят на церемонию вручения "ТЭФИ". Любая премия - это, во-первых, критерии отбора, во-вторых, система голосования и, в-третьих, - характер профессиональных взаимоотношений. По всем трем позициям у "ТЭФИ" накопилось множество болезненных проблем и удивительных в своей женственности комплексов.

в: Это что - гендерный шовинизм?

о: Да ни в коем случае! Я просто имею в виду, что слишком много чувства там, где можно обойтись внятными и строгими оценками.

в: А мне жаль, что, например, роскошный фильм Сергея Урсуляка "Ликвидация" не получит ни одного "Орфея". Он их, безусловно, заслужил.

о: "Ликвидация" уже получила свой приз. Он называется - приз зрительских симпатий. У этого фильма впереди еще огромная и счастливая жизнь. А вот мне жаль, что ни одного "Орфея" не получил и уже никогда не получит пронзительный и очень горький фильм Николая Досталя "Завещание Ленина". Это не просто первоклассная режиссерская работа. В эпоху коммерческого телевидения это еще и гражданский поступок. Именно поэтому он вызвал такие живые отклики, поэтому его так взволнованно обсуждали зрители и критики. А что же Академия? Она его просто не заметила. Простите, но речь уже идет о лице всего телевизионного сообщества. И потеряло оно его не вчера. Для нас принципиальное значение имеют качество и смысл послания, которое телеакадемия посылает во внешний мир.

в: Публика взбудоражена новым проектом вашего канала - "Имя России". Еще недавно по итогам голосования на сайте проекта уверенно лидировал Сталин. В последние дни его догнал, а затем и обошел Николай II. Это как раз неудивительно - отмечается 90-летие расстрела царской семьи, идут программы по всем каналам, и резкое возвышение Николая Александровича Романова свидетельствует, пожалуй, лишь о том, каким поистине гигантским влиянием на умы людей может похвастаться ТВ. Ну а лидерство Сталина как объяснить? Что это - тоска по "сильной руке" или все-таки по сильной стране, по империи? Плюс Высоцкий с его устойчивым третьим-четвертым местом - может быть, России не хватает брутального мужика?

о: Я должен сразу обратить внимание на два принципиальных момента. Во-первых, ваш вопрос никакого отношения к телевидению не имеет. Во-вторых, вы пытаетесь интерпретировать некорректные с научной точки зрения результаты. Неизвестен возрастной состав голосующих, их социальный статус, кого там больше - мужчин или женщин... Надо понять главное: мы не выбираем себе политического, государственного или интеллектуального лидера. К счастью, страна этот выбор уже сделала. "Имя России" - это всего лишь большая общенациональная игра. Увлекаясь которой, мы начинаем хоть что-то понимать в том объеме событий и персонажей, которые обращены в прошлое.

У меня есть такая теория. Я называю ее "теория псевдонимов". Наш язык от интеллектуального плоскостопия постепенно стаптывается. Одни и те же ситуации мы объясняем друг другу в течение многих лет одними и теми же словами. В какой-то момент это становится невыносимо. Но случается чудо, и вдруг появляются новые слова, псевдонимы - другие имена для тех же самых фигур на шахматной доске. И игра вдруг вспыхивает с новой силой.

Приведу один пример. Фильм архимандрита отца Тихона "Гибель империи. Византийский урок" стал знаковым событием в общественной жизни страны в текущем телесезоне. По итогам показа вышло в свет около 500 публикаций. То есть в России на появление этого фильма откликнулись даже многотиражки. Мне не надо вам напоминать, насколько острой и взрывной оказалась реакция так называемой творческой и научной интеллигенции. Про политиков, депутатов я просто не говорю. В книжных магазинах пропала - скуплена подчистую - любая литература по византологии, в том числе скучнейшая, сложнейшая, сугубо профессиональная. Что нам в этой Византии? Почему так произошло? Потому что отец Тихон предложил новый - яркий и провокативный - язык для обсуждения того, о чем мы упорно говорим уже лет пятнадцать. И самое потрясающее, что это сделал не политолог, не журналист, это сделал священник, и сделал безупречно с профессиональной точки зрения. Актуализировать историю, прожить ее заново - вот самое трудное и самое желанное состояние для теледокументалистики. События, которые кажутся далекими, никак не соразмерными твоей сегодняшней жизни, вдруг проживаются здесь и сейчас.

в: И все-таки, если Сталин вдруг удержит первенство до самого финала, неужели телеканал "Россия" обнародует такой результат?

о: Это конечно же будет выглядеть очень некрасиво и репутационно дико, если нация проголосует за Сталина. Но, я уверен, что результат будет иной. На старте всегда слышны громкие крики, радикальные лозунги, узнаются яркие имена, которые у всех на слуху. Проходит время, и разум берет верх. Кроме того, собственно телевизионная часть этого проекта начинается ровно там, где заканчивается выбор претендентов. У каждого из двенадцати избранных героев будет свой поверенный - яркая, харизматичная и в чем-то перекликающаяся с героем личность. Этому человеку и предстоит отстаивать перед телезрителями лидерство своего героя, его правоту. По большому счету итоговая победа достанется не конкретному историческому лицу, а тому, кто глубиной и точностью своей аргументации заставит нас поверить, что надо голосовать именно за него.

в: Но помимо "адвокатов" в студии, видимо, будут присутствовать и "прокуроры"?

о: Разумеется. Более того, в этот же момент по нашему замыслу в студии находятся "адвокаты" других исторических персонажей. И они будут пытаться перетянуть симпатии аудитории на свою сторону. Повторяю: главное - в том, что, обсуждая того или иного государственного деятеля, писателя, художника, мы успеваем что-то понять про самих себя. Процесс самопознания, а вовсе не имя, названное в итоге, - вот настоящая цель проекта "Имя России". Если мы будем рассматривать количество проголосовавших за того или иного персонажа как замер общественной температуры и делать из этого далекоидущие выводы, скандала не миновать. А сколько мы откроем в самих себе, - подсчету не поддается. Но по вектору это всегда в плюс, всегда на пользу.

в: Знаю, что еще ни разу нигде подобный проект не завершался тихо, спокойно и гладко. Серьезная шумиха была в Британии, настоящий скандал - на Украине, где лидировавшего Бандеру в последний момент поменяли на Ярослава Мудрого...

о: Чему мы можем радоваться уже сейчас, что выгодно отличает нас от той же Украины? Первая часть проекта "Имя России" проходила под возмущенные комментарии: как вы посмели не включить в список такую-то фамилию?! Но это обратная сторона нашего национального богатства. Россия так замечательно устроена, что количество героев у нас - необъятное. В украинском проекте были огромные проблемы. Стояла задача - найти этнически стерильный образчик культуры. У нас этой проблемы нет вообще. Поляки, грузины, татары, евреи, украинцы, французы, немцы, шведы... - все они составляют гордость нашей страны. Реальную гордость. Это и есть великая Россия.

в: А вы сами уже проголосовали?

о: Нет.

в: И все-таки: какое имя для России выбирает Сергей Шумаков? Или несколько имен...

о: Мне дорога такая чувственная, геополитическая и одновременно интеллектуальная история как Екатерина Великая и князь Потемкин-Таврический. Эта пара по большому счету и создала ту Россию, которую мы теряем. С их именами связано то, что называется высоким вкусом - в одежде, поведении, искусстве, во взаимоотношениях мужчины и женщины, в построении городского и природного ландшафта...

"Ликвидация", "Война и мир", "фартовый канал"

в: Возвращаясь к фильму отца Тихона, - есть ли в планах новые проекты с его участием? Может быть, среди авторов канала "Россия" появятся другие священнослужители? Как насчет сериала типа "Батюшки"? Вообще - что нас ожидает в этой высокодуховной сфере?

о: Планы обсуждаются, хотя успех "Византии" клонировать невозможно. Объем фильмов и передач по религиозной тематике, который мы предлагаем нашему зрителю, вообще беспрецедентен. Но я вам, знаете, какую вещь скажу: бывают фильмы, по духу своему исключительно православные, христианские, религиозные, хотя в них отсутствуют какие-либо характерные приметы подобного кино: ни куполов, ни батюшек, ни умиротворения, ни сусальности... Для меня образцом в этом смысле является картина "Мы из будущего", которую мы подробно обсуждали на "круглом столе" в "Известиях". Религиозное чувство возникает на границе мира живых и мира мертвых. Когда человек может соизмерить себя с вечностью. Оказавшись на этой границе, ты становишься сопричастен вопросам веры. Вдруг приходит осознание, что без Бога я ничего не пойму, ни шага не сделаю и не реализуюсь как человек.

в: Как вы относитесь к государственному - или, как теперь говорят, национальному - заказу в области кино? Возможно ли что-то подобное на ТВ?

о: Я очень хорошо к этому отношусь - хотя бы с точки зрения коммерческой. Стоимость кино- и телевизионного продукта растет в геометрической прогрессии. Зрительские запросы связаны не только с содержанием того или иного произведения, но также с качеством, с масштабом, с уровнем зрелищности. Чтобы отвечать запросам времени, внутренних ресурсов у телевидения не хватает. Нужна целевая поддержка государства.

в: И вы не боитесь, что госзаказ приведет к идеологизации телевидения?

о: Это аргументы людей из советского прошлого. В те времена госзаказ был лишь надстройкой над системой тотальной идеологии, из которой никто не мог выпрыгнуть. А в современной России доминирующей идеологии нет.

в: Какими критериями вы руководствуетесь, когда вам приносят, например, сценарий очередного сериала? Что ложится на чаши весов "принять - отвергнуть"?

о: Во-первых, мы должны понимать, что это не нанесет вреда зрителям, государству и нашему телеканалу. Следующий критерий: талантливо - не талантливо.

Современное телевидение - это на девяносто девять процентов вал, поток. И лишь некоторые вещи делаются штучно. По внутреннему заказу - я бы так выразился. Вот "Ликвидация" - этот фильм для нас является репутационной победой. Он задает определенную планку решения художественной задачи. И поразительным образом точно попадает в сознание современного зрителя. Можно ли насилие победить насилием? Наше коллективное бессознательное устроено таким образом, что нам кажется: не просто можно, а и нужно! "Ликвидация" развенчивает миф, который сидит в головах у абсолютного большинства наших соотечественников: мол, если однажды ночью правильные парни возьмутся за дело, то завтра в стране наступит рай. Этому мифу не семьдесят и не сто лет, он уходит корнями в глубины нашей истории. Именно на нем были основаны чудовищные механизмы репрессий, обмана и насилия. Фильм провоцирует, втягивает зрителя в разговор, а внутри вырастает совершенно другая история. Нет, рая не будет. В стране будет ад. И это рассказано не в форме моралите, не с назиданием, это передано как сильный художественный опыт. Но для телеканала "Россия" это принципиально - с точки зрения его идеологической позиции. Эта победа для нас бесконечно дорога - как для канала государственного. Точка.

в: Что дал вашему каналу большой международный проект "Война и мир"?

о: Это очень важный для нас опыт. Участвовали актеры из девяти стран, осуществляли проект семь стран. Для меня лично это была уникальная возможность понять, что же такое объединенная Европа и какими глазами она смотрит на Россию. Мне показалось, что они к нам относятся более благожелательно, чем мы относимся сами к себе и к ним. Во всяком случае, внутренним мотивом к созданию этого серила, безусловно, послужило невероятное уважение к русской культуре. Иногда мне казалось, что оно зашкаливает, переходя в самоуничижение. Постоянно они повторяли: разумеется, нам не превзойти Сергея Бондарчука, конечно, мы не сможем передать всей глубины этого романа, но мы хотим показать Россию как страну, которую мы любим и уважаем. Это звучало на каждой встрече, это говорили актеры - абсолютно искренне. Успех фильма в Европе был фантастический, невероятный! Италия, Франция, Испания, Германия, Польша - везде это была топовая история, о ней писали, говорили... Мы надеялись, что у нас, в России, поймут и оценят хотя бы искренность, с которой подошли к этому проекту наши европейские друзья. А результат феноменальный: я такой яростной и бескомпромиссной критики не читал очень давно. В чем нас только не обвиняли. И я вдруг понял, что дело не в кино, этот проект воспринимают как посягновение на святыню. Мотивацией агрессии было не содержание фильма, а сам факт: как посмели дотронуться?! Но большинство из тех, кто гневно отсылал нас к тексту романа или к фильму Бондарчука, очень давно не перечитывали первое и не пересматривали второе. Я отвечаю: все, что показано в нашем фильме, имеет самое прямое отношение к роману Льва Николаевича Толстого. Любовь, страсть, измена, опасное преображение Наташи Ростовой из милой девочки в истеричную фурию - то, чего нет в школьной программе, нет у Бондарчука, но есть в романе. История про то, как девочка становится женщиной и как страна, проходя сквозь чудовищные испытания, становится империей. Надо всего лишь открыть книгу и прочитать ее как абсолютно современное произведение. Европейцам это удалось, а мы не можем - потому что наша извращенная религиозность заковала "Войну и мир" в тяжелый золоченый оклад.

в: Кто выступил инициатором этого проекта и какую роль отвели в нем России?

о: Инициатором была итальянская сторона. Нас пригласили как хранителей "сакрального" знания, но кроме того мы равноправно участвовали в этом проекте на всех стадиях: при подготовке сценария, проведении кастинга, в съемках, в оказании услуг, финансово.

Это первый фильм за пятьдесят лет - после "Летят журавли", рассказавший миллионам европейцев о фантастической стране с богатейшей культурой, красивейшим языком, потрясающей аристократией. Совсем недавно доминировал другой образ: скоты, быдло, кровожадные, немотивированно жестокие... Для Европы Россия - единственное принципиальное пространство, которое позволяет им самоидентифицироваться. Они боятся этой части континента и, отражаясь в этом страхе, узнают себя. И вдруг им предлагают совершенно другой образ...

в: ...И они теряют самоидентификацию.

о: Это правда. Если здесь море страха, жестокости и лжи, то они будут крепки как никогда. Они будут собраны и сосредоточены на своем представлении, что Европа заканчивается аккурат по Днепру. Для них это хорошая история. Для нас она - оскорбительная. Тогда проект "Имя России" перестает быть игрой. Он становится инструментом фанатиков, бритвой в руках сумасшедшего. Граница пробивается только нашей доброй волей, культурой и пониманием того, что мы - действительно часть Европы.

в: Продолжение сотрудничества планируется?

о: Наши европейские коллеги выражают такое желание, но необходимо найти материал, который был бы одинаково интересен и россиянам, и европейцам.

в: А вообще, что касается классики на телеканале "Россия" в будущем сезоне: появятся ли на экране великие книги и великие авторы?

о: Мы готовим масштабный проект под названием "Достоевский". Грандиозный биографический фильм. Подробности пока держим в секрете, сейчас идут пробы актеров.

в: После футбольных, хоккейных и песенных побед за "Россией" закрепилось прозвище "фартовый канал". Насколько серьезно вы к этому относитесь?

о: Это домашняя радость, не более того. На нашем канале работают люди трезвомыслящие: они знают, сколько усилий надо вкладывать ежедневно и ежечасно, как редко при этом выпадают моменты везения и как неустойчива фортуна. Конечно, приятно было слышать про "фартовый канал", но мы отнеслись к этому очень сдержанно и ни разу этим не воспользовались, чтобы закрепить в сознании людей некое клише. Заметьте: про "фартовый канал" говорил кто угодно, только не мы. Не думаю, что кто-нибудь еще, кроме нас, удержался бы от такого соблазна...

Справка "Известий"

Шумаков Сергей Леонидович родился 3 февраля 1951 года в Москве. Окончил киноведческий факультет ВГИКа. Кандидат искусствоведения. До 1987-го работал научным сотрудником в НИИ киноискусства, затем - на Центральном телевидении СССР в Главной редакции кинопрограмм, был автором и шеф-редактором программы "Киносерпантин". В 1990 году назначен главным редактором редакции кинопрограмм; с 1991-го - автор и режиссер программы "Вестники" телекомпании АТВ (Авторское телевидение). 1995-2001 гг. - продюсер художественных, развлекательных и просветительских программ, с 1999-го - также директор Дирекции утреннего телеканала ОРТ. С октября 2001-го работал в должности заместителя генерального директора - главного продюсера телекомпании НТВ. С марта 2003 года - заместитель генерального директора, директор Дирекции главных продюсеров телеканала "Россия". Член Союза кинематографистов РФ; член Академии Российского телевидения; награжден орденом Дружбы.

Комментарии
Прямой эфир