Игра без правил?
18 июня Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа поставит точку в деле, за которым с интересом наблюдают во многих регионах России.
Ровно два года назад региональная служба по тарифам Нижегородской области (РСТ НО) приняла решение провести открытый конкурс между поставщиками электроэнергии и присвоить победителю статус гарантирующего поставщика. Ранее сообщалось, что электроэнергетика в этом субъекте Российской Федерации является дефицитной. Производство электроэнергии в области не превышает 45% от необходимого, остальное "добирается" из соседних областей, что, конечно, ежегодно пробивает в бюджете огромную "дыру". Эта "дыра" со временем грозит перерасти в гигантскую прореху, поскольку, по прогнозам экспертов, к 2012 году электропотребление в Нижегородской области возрастет втрое (с 10 млрд кВт/ч до 30 млрд кВт/ч). Казалось бы, при таких условиях и при таких перспективах действующим сбытовым компаниям в регионе должна быть открыта "зеленая улица" - ведь в условиях недостатка собственной энергии нет другого выхода, кроме как обеспечить все условия для успешной работы специалистов и максимального использования уже имеющихся мощностей.
Однако будто в насмешку над здравым смыслом власти региона создают условия совсем для другого. В конкурсе на статус гарантирующего поставщика победила не "Нижегородская сбытовая компания", все последние годы снабжающая регион электроэнергией, а некое ЗАО "Волгаэнергосбыт". "Тендер был фактически направлен на лишение бизнеса ОАО "Нижегородская сбытовая компания", - считают в НСК. - А сам конкурс был проведен с грубыми нарушениями требований действующего законодательства".
Действительно, хотя закон и предусматривает возможность замены одного действующего гарантирующего поставщика на другого по результатам проведения открытых конкурсов, однако четко определяет: провести такой тендер можно будет только после того, как Минпромэнерго и Минэкономразвития разработают и утвердят соответствующие правила. Конкурс без правил - это та же самая игра без правил, то есть торжество не закона и справедливости, а грубой силы и административного ресурса. Правила на то и существуют, чтобы обеспечивать баланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей электроэнергии; не случайно в постановлении правительства от 31 августа 2006 года содержатся прямые ограничения на проведение конкурса до тех пор, пока не будут известны правила, а постановление от 16 июля 2007 года прямо запрещает конкурсы и тендеры между сбытовыми компаниями до принятия правил. Совершенно однозначно, без какой-либо возможности для толкования в выгодную для региональных властей сторону, против проведения "конкурсов без правил" выступают и органы федеральной власти, регулирующие деятельность естественных монополий, а именно - Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Стоит отметить, что в субъектах России отнеслись к такой позиции правительства с должным уважением: 8 регионов из 13, объявивших конкурсы по выбору гарантирующих поставщиков, отложили тендер до принятия Федеральных правил проведения конкурсов, еще в двух приняли решение об отмене конкурсных решений, в одном участники тендера отозвали свои заявки сами. В Ленинградской области постановлением суда решение о проведении конкурсов было признано недействительным. И только Нижегородская область стоит в этом списке особняком - с подачи местных властей тендер на получение статуса гарантирующего поставщика в отсутствие утвержденных правил здесь не только был проведен, но и назван победитель.
Действия властей Нижегородской об-ласти, решивших провести открытый конкурс между поставщиками электроэнергии, вызывают массу вопросов. Решением ФАС и сам конкурс, и условия его проведения были признаны незаконными.
Однако руководство области сумело убедить Первый Арбитражный апелляционный суд в том, что постановление Арбитражного суда следует отменить и принять решение с точностью до наоборот - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Нижегородская сбытовая компания" и ФСТ. Несмотря на то что апелляционная инстанция признала, что проведение конкурса на статус гарантирующего поставщика было невозможно до утверждения в установленном порядке Минпромэнерго Правил проведения конкурсов, суд отказал НСК и ФСТ в удовлетворении их требований, поскольку посчитал, что не были нарушены права заявителей. Тем самым предоставив возможность заинтересованным сторонам продолжить борьбу в судах.
Вся эта история напоминает затянувшийся теннисный матч, когда мяч поочередно падает на разные площадки. Но одна из них находится в рамках правового поля, другая - далеко за его пределами. Окончательно установить, кто же из игроков играет не по правилам, предстоит судьям Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа 18 июня этого года. В Нижегородской области, да и в других регионах, решения суда ждут с большим нетерпением.
От того, кто победит, - обоснованная правовая позиция или административный ресурс - во многом зависит благополучие жителей Нижегородской области. О которых в пылу спора за свой кусок пирога, кажется, все давно забыли.