Из Питера ушла эпоха Романова

Петербург прощается с самым знаменитым в истории города первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Григорием Романовым. Он был в шаге от возможности встать у руля СССР.
Романов - одна из самых неоднозначных фигур советской истории. С одной стороны, его подчиненные не оставляли его без внимания даже после того, как он потерял все высокие посты, - такое отношение надо умудриться заслужить. С другой - творческая интеллигенция ненавидела его.
Ленинградским обкомом партии Романов руководил 13 лет. Один за другим уходили в историю Брежнев, Андропов, Черненко, а Григорий Васильевич хозяйничал в Ленинграде, а потом - в Москве. Это при нем начинала свою карьеру Валентина Матвиенко - нынешний губернатор Петербурга.
- Романовские годы памятны питерцам в том плане, что в городе появилось множество ПТУ, - говорит капитан команды "Что? Где? Когда?" петербуржец Алексей Блинов. - Романов раньше всех осознал, что городу необходим приток рабочей силы. Есть у нас и проспект Мориса Тореза, по которому он ездил на дачу. До сих пор там можно развивать необычайную (по сравнению с питерскими пробками) скорость - настолько хорошо все сделано. И "Аврора" была "пришвартована" как раз в его времена.
Но в памяти большинства петербуржцев, особенно тех, кто находился на вершине местной власти, Романов остался человеком чрезвычайно жестким. Он приезжал, устраивал разнос - и "летели головы".
У первого секретаря Ленинградского обкома были крайне напряженные отношения с интеллигенцией. Говорят, не выдержав критики, Аркадий Райкин переехал из Ленинграда в Москву вместе со своим театром. Романов был "на ножах" все с тем же Граниным. В особенности из-за их с Алесем Адамовичем "Блокадной книги". "Его мысли склоняются к тому, что город надо было сдать, - говорил Романов, сам переживший блокаду и, возможно, поэтому воспринимавший все так остро. - Это неправильно, необъективно".
С именем первого секретаря Ленинградского обкома было связано неимоверное количество легенд. В Питере о нем судачили чаще, чем о Брежневе. Ползли слухи, что первый секретарь ведет прием населения через стекло - чтобы не контактировать лишний раз с "людьми из народа". Город взахлеб обсуждал свадьбу его дочери, на которой якобы присутствовало несколько тысяч человек. Торжество проводили в Таврическом дворце, посуда - из Эрмитажа. И только много позже выяснилось - бракосочетание старшей дочери Романова устроили для 10 приглашенных на госдаче. Романов из-за слухов переживал, но опровергнуть их не решился - не получил "добро" от Андропова. Скорее всего и "история про стекло" из того же разряда. Как и слухи о его романе с певицей Людмилой Сенчиной, которую, как утверждала молва, он катал по Неве на крейсере "Аврора".
Один из немногих региональных руководителей - Романов - стал героем заметки в американском журнале Newsweek. Именно его в 1975 году прочили в преемники Брежнева, с которым у ленинградского партийного деятеля сложились весьма теплые отношения. Но не случилось. Генсек Юрий Андропов в 1983 году поручил ему курировать военно-промышленный комплекс. И после этого Михаил Горбачев обыграл своего основного конкурента Романова в аппаратной борьбе за пост главы государства.
Романов перебрался в Москву. Но в любую непогоду, несмотря на дела или плохое самочувствие, 27 января - в годовщину снятия блокады - мчался в Ленинград. Больше не приедет.