Учителя сыты, ученики целы
Петербургские школы стали жить лучше благодаря нацпроекту "Образование". Об этом правительству города во вторник доложила председатель комитета по образованию Ольга Иванова. Общую оптимистичную картину украшает такой факт: свободных вакансий в школах нет.
Несколько лет назад практически все петербургские учебные заведения испытывали кадровый голод, в большом дефиците были учителя английского и физкультуры. Последним даже приходилось вести уроки одновременно для двух классов. Выпускники педагогических вузов не торопились делиться полученными знаниями с подрастающим поколением и устраивались работать в далекие от образования отрасли на высокие зарплаты. По словам Ольги Ивановой, в последнее время в школы Петербурга пришли работать 1,5 тысячи молодых педагогов. Среди главных стимулов чиновники называют "приход" в среднее образование денег. Сами школы теперь работают по принципу "деньги следуют за учеником". Следуя этой логике, учителя последовали за деньгами.
Доходы учителей увеличились сразу по нескольким статьям. Почти 15 тысяч классных руководителей получили доплаты из обоих бюджетов - федерального и городского. Учителя и педагогические коллективы использовали шанс получить гранты в рамках нацпроекта "Образование" за внедрение инновационных программ. Педагоги-победители получили по 100 тысяч рублей, школы-победители - по одному миллиону. Поначалу высказывались опасения, что коллеги начнут завидовать грантополучателям, и внутришкольная атмосфера накалится. Хотя никаких скандалов не последовало. Наоборот, учителя и коллективы активно включились в игру "выиграй грант".
Губернатор несколько поубавила энтузиазм "образовательных" чиновников и призвала их помогать не только государственным учреждениям, но и частным.
- Я получила письмо от руководителей частного детского сада. Его выселяют из помещения только потому, что район планирует открыть там государственный садик, - сообщила Валентина Матвиенко. - Это недопустимо. Детские сады нужно развивать, но не за счет частного бизнеса. У родителей должен быть выбор - куда отдать детей.
Второй совет губернатора касался общественных советов. По мнению Валентины Матвиенко, к новому учебному году они должны быть созданы в каждом учебном заведении. Тогда спонсоры и родители смогут контролировать ситуацию.
Другое предполагаемое новшество вряд ли обрадует родителей. Чиновники заявили, что за счет бюджета школьные обеды предоставляют примерно половине детей. Но эта казенная порция не удовлетворяет полностью физиологических потребностей растущего организма. Так что город рассчитывает на софинансирование из родительских кошельков.
- Родители должны участвовать в софинансировании питания, меню составлять, отслеживать качество, - сказала губернатор. - Не хотелось бы, чтобы готовилась еда, которая вывозилась бы на отходы. Нужна еда, которую дети будут с удовольствием есть.
Как раз с вкусной едой у некоторых школ большие проблемы. Причем ее качество не всегда зависит от статуса учебного заведения. В обычной микрорайонке в скромной столовой могут кормить детей румяными пирожками и аппетитными котлетами, а в соседнем лицее - банальными сосисками в тесте и булочками из полусырого теста. Получается, что с точки зрения конечного результата воля директора гораздо эффективнее, чем воля родителей.