Осторожно, няня!

Столичные депутаты предлагают возобновить лицензирование работы нянь. На последнем заседании думской комиссии по социальной политике и трудовым отношениям обсуждался проект поправок в федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Редактор законопроекта депутат Татьяна Потяева предлагает ввести обязательный сертификат для профессий, связанных с "трудоустройством граждан Российской Федерации на работу в семьи для присмотра и ухода за детьми и их воспитания".
По замыслу разработчиков, сертификация будет сугубо добровольной и максимально упрощенной. Главное условие - претендент на должность частного воспитателя должен быть психически и физически здоровым, а также уметь общаться с детьми. Последний навык будет проверяться с помощью специального тестирования.
- У нас очень много жалоб от родителей, недовольных своими нянями. Даже если воспитателя нанимали официально через кадровые агентства, ответственность за плохого работника они не несут. Мы хотим создать своеобразный реестр квалифицированных специалистов, - поясняет зампредседателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Татьяна Потяева. - Похожая система существовала до 1991 года. Ответственным за выдачу лицензий предлагается сделать московский департамент семейной и молодежной политики. Тем, кто не пройдет тестирование, придется сесть за парту. Ряд вузов подготовил специальную образовательную программу, включающую экзамены и практику.
Официальной статистики по количеству детей, пострадавших от действий нянь, нет. Однако, по данным специализированных фирм, в 70 случаях из 100 родители после проверки своего домашнего персонала с помощью видеокамер и диктофонов расстаются с нанятыми работниками.
- Причины самые разные, - говорит Максим Федоров, сотрудник одного из столичных детективных агентств. - Плачущего 6-месячного мальчика няня накрыла подушкой, чтобы он не мешал ей разговаривать по телефону. Одна няня ребенка била и передразнивала, было видно, что она его ненавидит, другая не обращала внимания на истерично плачущего ребенка - он надрывался, захлебывался, а она уходила на балкон курить. Знаю случай, когда няня уронила ребенка головой вниз в ванну. У малыша было сотрясение мозга. Родители не могли понять, почему их ребенка второй день рвет. Врач объяснил, что у малыша день-два назад было сотрясение мозга. Когда няню начали "прижимать к стене", та призналась во всем. Но сама не предупредила, не сказала, что ребенка нужно на всякий случай показать врачу.
Кроме явно криминальных проступков, есть и случаи элементарной халатности: недостаточный гигиенический уход за малышом, пропуски кормлений, некоторые няни спят на кроватях домочадцев, примеряют мамин гардероб или регулярно опустошают холодильник на кухне. Кадровые агентства на подобные жалобы родителей лишь разводят руками и присылают новую Мэри Поппинс. Гарантий, что она окажется лучше предыдущей, как правило, никто не дает. При этом даже если няня нанесла материальный ущерб семейству (съела килограмм черной икры или разбила вазу из богемского стекла), агентства ответственности за своих протеже не несут и компенсацию не выплачивают.
Часто "забракованная" домомучительница находит себе новую семью: при катастрофическом дефиците детсадов профессия домашнего воспитателя в Москве пользуется большим спросом. Правда, по настоятельной просьбе разгневанного семейства няню могут занести в "черные" списки, которые гуляют по интернету. Но, к сожалению, вряд ли это может служить источником объективной информации для родителей.
Законодательство о защите прав потребителей также не защищает родителя от нерадивого работника. Деятельность няни в отличие, например, от индивидуальной трудовой педагогической, которая сопровож-дается получением доходов и рассматривается как предпринимательская, не подлежит государственной регистрации.
В настоящее время законопроект о лицензировании нянь направлен на доработку. В частности, авторам рекомендуется продумать, как будут проходить сертификацию няни из ближнего зарубежья, и рассмотреть возможность ввести лицензии также для сиделок, нанимаемых для ухода за престарелыми и больными людьми. Обновленный законопроект планируется вынести на заседание Мосгордумы.