"Вместо исторических зданий возводят их муляжи и макеты"
В Москве впервые вручена премия имени Алексея Комеча "За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России". Премия учреждена Институтом искусствознания, Библиотекой иностранной литературы и издательством "Северный паломник". Первым лауреатом премии стала историк архитектуры, профессор МАрхИ, автор "Известий" Наталья Душкина.
"Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит" - эти слова Овидия взяты девизом премии. Алексей Ильич Комеч, крупнейший историк византийской и древнерусской архитектуры, лидер российского движения защиты наследия, скончался 28 февраля 2007 года. С тех пор его не заменил никто - ни как ученого, ни как лидера, о чем говорили и учредители премии, и лауреат. Премия не ставила задачей найти "нового Комеча", но если возможен "коллективный Комеч", то Наталья Душкина - одно из ярчайших лиц этого коллектива.
Главный предмет ее усилий - русская архитектура XX века, прежде всего 1920-1950-х годов. Искусство, ценимое все больше, но мало любимое. К слову, как заметила в своем выступлении Наталья Олеговна, Комеч не любил советское наследие, но боролся и за него. Многодневная международная конференция "Наследие под угрозой", организованная Душкиной два года назад (см. "Известия" 24.04.06) и проходившая на нескольких площадках, включая ночное метро, оказалась настолько шире традиционных научных рамок, что заставила правительство Москвы серьезно задуматься о сохранении всемирно признанных шедевров авангарда и сталинской классики.
Другая научная и общественная тема Душкиной - вовлечение России в поле международного охранного законодательства и реставрационных хартий. Она представляет Россию в нескольких европейских и мировых организациях по охране наследия.
Внучка архитектора Алексея Душкина, автора лучших станций московского метро, она впервые предложила применить защиту авторских прав наследников для защиты самого наследия.
Семейные традиции Душкиных не сводятся к наследию Алексея Николаевича. По материнской линии Наталья Олеговна происходит из рода Маковских, давшего нескольких художников и художественных деятелей. Среди ее предков - архитектор середины XIX века, один из основателей архитектурной реставрации Петр Герасимов и основатель струнного оркестра Большого театра Джузеппе Грасси.
Наталья ДУШКИНА передала "Известиям" тезисы своего выступления при вручении премии имени Комеча. Вот некоторые из них:
- Отечественное наследие переживает очередной период слома, беспрецедентного для европейских стан. Раньше оно ломалось под натиском идеологии, теперь - под натиском денежного потока.
Парадокс: Россия, становящаяся частью мирового сообщества, никогда не была так далека от принципов и методов международной науки, от соблюдения международных доктрин охраны культурного наследия. Прежде всего это касается концепции подлинности. Подлинность утрачивается по всем ее параметрам: в материале, замысле, мастерстве исполнения и средовом окружении.
Иерархия действий, принятая научным сообществом во имя сохранения подлинности: поддержание, консервация, укрепление, реставрация, реконструкция, перевернута. Процветает реконструкция.
Хуже того, процветают снос и производство макетов исторических зданий в натуральную величину. Макетов, выполненных иногда без исчерпывающего документального обоснования, несущих элементы гипотетического характера, которые искажают первоначальный авторский замысел. Рост количества таких построек постепенно выводит историко-архитектурную среду за пределы понятия "наследие" и обесценивает подлинные памятники.
На этом фоне происходит угасание принципов научной реставрации, девальвация профессии реставратора и замещение ее "оригинальной" архитектурной деятельностью. На всем протяжении своей истории реставрация формировалась как закрытая система, держалась в строгих рамках научных принципов и теории подлинности. Эта система постепенно раскрывается, разгерметизируется, стремится к подвижности и гибкости критериев. Разделяя положения современных научных концепций и международных хартий, рассматриваю происходящее как безусловное зло.