Довольно мистификаций
Эрмитаж решил продолжить разговор о кинетизме и открыл выставку "Хорасио Гарсиа Росси и группа GRAV. Геометрия фантастического пространства". Два года назад петербуржцы посмотрели, что такое итальянский кинетизм, а теперь увидят 40 работ французских художников.
Группа GRAV сформировалась в 1960-м, на волне поп-арта и оп-арта. Эти направления откликнулись на новые черты тогдашней действительности - техницизм, обилие рекламы и масскульта. Поп-арт обыгрывал популярных идолов и символы своего времени. Оп-арт (или оптическое искусство) выросло из геометрической абстракции двадцатых-тридцатых и черпало вдохновение в точных науках, кибернетике, новых технологиях. Этим увлеклись известные в то время мастера - французы Франсуа Морелле, Виктор Вазарели, его сын Жан-Пьер Ивараль и молодые аргентинские художники, приехавшие в Париж в конце пятидесятых. В том числе и лидер группы Хорасио Гарсиа Росси.
Художники GRAV погрузились в эксперименты в области оптического и кинетического искусства. Как полагается, сначала произвели на свет манифест "Довольно мистификаций".
- Больше не должно быть произведений исключительно для культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является исходной точкой, - провозгласили художники GRAV.
Они придумывали разные зрительные иллюзии и апеллировали к психике, а не к сознанию человека. Так родились набухающие и пульсирующие живописные поверхности Собрино, движующиеся прогрессии Ивараля, радужные спирали Стейна, формы-лабиринты Вазарели, динамический алфавит Росси. Вдумчиво рассматривать их не надо. Это тот случай, когда лучше довериться внутреннему подсознательному.