Закатаем пенсии в асфальт


Деньги пенсионеров-"молчунов" из Государственного пенсионного фонда вскоре могут заработать с большей эффективностью, а значит, принести пенсионерам больший доход, чем сейчас. Это случится, если государство сумеет создать новый для россиян инвестиционный инструмент - инфраструктурные облигации. На днях инвестиции пенсионных накоплений в дороги одобрил премьер-министр Владимир Путин. "Известия" попробовали разобраться, при каких условиях наши пенсионеры смогут получать прибыль.
Пионером выпуска инфраструктурных облигаций (ИО) на бывшем пространстве Советского Союза стал Казахстан - там такие долговые инструменты выпустили еще 3 года назад. Аналогичные облигации с успехом выпускаются и в Китае. И, разумеется, на деньги, привлеченные через ИО, в Европе и США построена не одна магистраль. Во всем мире ИО - это способ привлечь длинные деньги под малорентабельные проекты. Для инвесторов, которые покупают такие облигации, предусмотрены льготы и гарантии. Льготы - например, индексирование купонных выплат на размер, превышающий уровень инфляции. Гарантии - государственные обязательства погасить облигации.
В России пока все только начинается. Или повторяется. Год назад об ИО говорил красноярский губернатор Александр Хлопонин, который предложил вспомнить "позитивный опыт выпуска инфраструктурных облигаций, который использовался в царской России при строительстве Транссиба". Однако до сих пор такого инструмента на рынке нет. С одной стороны, наш бизнес еще не созрел для доходности в 5-10% - деньги даются все больше под проекты, которые приносят не менее 50%. С другой стороны, самих низкорентабельных проектов с высокими гарантиями возврата денег пока нет. Но могут появиться.
В течение ближайших несколько лет на российские дороги будет потрачена астрономическая сумма в 13 трлн рублей, одобрил в среду соответствующую программу премьер-министр Владимир Путин в Сочи. Часть денег даст Внешэкономбанк из денег "молчунов" или тех, кто хранит свою пенсию на счетах этого госбанка. "Естественно, это можно сделать", - поддержал инициативу ВЭБа Путин, заметив, что это надо делать "при условии прозрачности механизма и абсолютной защиты сбережений".
- Предложение заслуживает внимания, потому что это шанс, что пенсионные деньги перестанут "худеть" (доходность ВЭБа по пенсиям в 2 раза ниже уровня инфляции. - "Известия"), - говорит вице-президент РСПП Александр Мурычев. - Однако к этому нужно подходить сдержанно и осторожно, ведь отдача от проектов по строительству дорог минимальна.
- Я бы поостерегся, - вторит ему и эксперт ФБК Игорь Николаев, ведь срок возврата денег при покупке ИО доходит до 15 лет, а доходность невысокая. Сейчас непонятно, какие проекты будут предлагаться и какова их коммерческая привлекательность.
- Можно сколько угодно рассуждать о таком инструменте, как инфраструктурные облигации, но уже сейчас ясно, что отдача от строительных проектов крайне низкая, - говорит Сергей Фахрутдинов, член генерального совета "Деловой России".
По данным эксперта, стоимость строительства 1 км дорог в России выше, чем в развитых странах. И все из-за того, что наши дороги продолжают строить, как в 70-х годах, - с тех пор ничего не поменялось.
- Насколько мне известно, в федеральной целевой программе по развитию дорог до 2015 года о технологиях ничего не говорится. А кроме того, нет механизма внедрения инноваций, хотя слово инновация в последнее время и стало очень модным, - сокрушается Сергей Фахрутдинов.
И действительно, государство дает на дороги с каждым годом все больше и больше денег, но вот план по вводу новых магистралей отстает на 20-30%. Конечно, в России есть эффективные проекты - например автотрасса Москва-Петербург. Напомним, что в этот проект вложил деньги ЕБРР. Однако такие проекты пока единичны.