Начальник ВМедА Александр Белевитин: "Людей начинали спасать прямо на поле боя"
В годы Великой Отечественной военные медики вернули в строй свыше 17 миллионов человек. Каждый день из госпиталей и медсанбатов возвращалась в строй полнокровная мотострелковая дивизия. Начальник Военно-медицинской академии им. Кирова Александр Белевитин рассказал корреспонденту "Известий" о том, как в "роковые сороковые" ее сотрудники трудились в госпиталях и медсанбатах, сражались за Победу.
вопрос: Военные врачи оказались буквально на передовой уже в первые дни войны?
ответ: Представители академии были в составе формирований медицинской службы войск, которые первыми приняли на себя внезапный удар германской армии. Именно они оказывали медицинскую помощь раненым в тот период, когда врачи запаса еще не прибыли на фронт. Как кадровые военные они занимали служебные должности в действующих частях армии и флота, которые в основном дислоцировались вблизи наших западных границ.
А в целом успех работы медицинской службы во время войны во многом зависел от наличия единых организационных принципов, научно обоснованных форм и методов медицинского обеспечения, степени их соответствия характеру и условиям боевых действий.
в: Эта система возникла не в одночасье?
о: Поразительно, как много успели сделать профессора и преподаватели нашей академии еще накануне Великой Отечественной. Они оказывали медицинскую помощь раненым в вооруженных конфликтах у озера Хасан, в пустынных степях Монголии во время боев у реки Халхин-Гол, на фронтах Испании, в труднопроходимых лесах Карелии. А в перерыве между командировками в районы боевых действий читали лекции военным врачам и слушателям академии, принимали экзамены и зачеты и обобщали в научных трудах свой боевой опыт.
в: Медицинской службой армии руководили представители академии?
о: Можно сказать, что они сформировали костяк руководящего состава. И прежде всего хочу назвать талантливейшего выпускника нашей академии 1932 года, выдающегося организатора военного и гражданского здравоохранения академика АМН СССР генерал-полковника медицинской службы Ефима Ивановича Смирнова. Он был начальником Главного военно-санитарного управления армии в 1939-1947 годах, затем - министром здравоохранения, начальником нашей академии, начальником одного из управлений ГШ Министерства обороны. Он создал единую военно-полевую медицинскую доктрину. Одна из главных заслуг Военно-медицинской академии заключается в том, что она подготовила в своих стенах этого великолепного врача-организатора, страстного поклонника знаменитого военно-полевого хирурга и администратора Николая Ивановича Пирогова. Чтобы повысить научный уровень руководства медицинской службой, Ефим Иванович включил в состав ее органов управления - санитарных отделов армий, санитарных управлений фронтов и управлений эвакуационных пунктов - должности специалистов-консультантов и главных специалистов по основным отраслям военной медицины.
Профессора Гирголав, Шамов и Энтин работали заместителями главного хирурга, Егоров - заместителем главного терапевта. Профессора Неменов, Павлов, Глазунов - главными специалистами, профессора Ахутин, Банайтис, Еланский, Куприянов, Попов и другие - главными хирургами фронтов. Из числа выпускников академии до 71% возглавляли медицинскую службу фронтов, свыше 62% - армий, до 60% являлись главными хирургами фронтов и армий.
в: Каковы главные принципы военно-медицинской доктрины?
о: Ефим Иванович Смирнов формулировал их так: единое понимание принципов хирургической и терапевтической работы в военно-полевых условиях; единые взгляды на методы профилактики и лечения повреждений и заболеваний; преемственность в выполнении медицинских мероприятий на различных этапах эвакуации. И последний пункт - ведение краткой, четкой медицинской документации, обеспечивающей преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий. Кстати, в те тяжелые годы делалось все возможное для правильного и полного заполнения медицинской документации. Для ведения историй болезни использовали все - от тетрадных листов до этикеток от банок тушенки.
Смирнов также ставил такие задачи: вернуть в строй не менее 75 процентов раненых; свести к минимуму летальность на этапах эвакуации, инвалидность среди раненых; не допустить эпидемических вспышек в войсках.
Борьба за жизнь каждого человека начиналась сразу после ранения, прямо на поле боя. Медики осознавали, что раненые могут умереть не только от несовместимых с жизнью травм, шока и кровопотери, но и от несвоевременно оказанной им первой помощи.
в: Спасенные медиками воины снова отправлялись на фронт?
о: Подсчитано, что из более чем 22 млн человек, прошедших в годы войны через все лечебные учреждения действующей армии и тыла страны, в строй были возвращены 71,7% раненых и 86,7% больных. В условиях полной блокады Ленинграда при средней численности войск Ленинградского фронта в 500 тысяч человек в строй из числа прошедших лечение раненых и больных воинов возвращается свыше 720 тыс. человек, которыми можно было укомплектовать около 40 полнокровных дивизий. Даже в самый трудный первый год войны ежемесячно в строй возвращались 100-200 тысяч раненых и больных.
Оценивая результаты совместной работы военных и гражданских медиков во время этой войны, Ефим Иванович Смирнов в своей книге "Фронтовое милосердие" (1997 год) вполне обоснованно утверждал, что "военная медицина превратилась … в один из основных источников пополнения действующей армии опытными в боевом отношении солдатами и офицерами, возвращенными в строй после лечения. Но дальнейшая судьба раненого во многом зависит и от качества ухода. И здесь неоценим великий подвиг женщин-медиков, они воевали наравне с мужчинами. Санитарный инструктор Валерия Гнаровская со связкой гранат бросилась под вражеский танк и ценой собственной жизни спасла от неминуемой гибели 20 беспомощных тяжелораненых. Посмертно ей присвоили звание Героя Советского Союза. Лидия Савченко, рискуя жизнью, вынесла из горящего санитарного поезда десятки раненых. А потом, спасая их, не раз отдавала им свою кровь. Международный комитет Красного Креста наградил ее медалью Флоренс Найтингейл. Там написаны такие слова: "За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества".
в: Во время войны академия продолжала работать?
о: Сама академия, отправив в действующую армию своих питомцев и профессорско-преподавательский состав, до конца ноября сорок первого находилась в блокированном Ленинграде. Она сформировала, оснастила, укомплектовала личным составом и отправила на фронт ряд военно-медицинских учреждений. Работники академии состояли консультантами санитарного управления Ленинградского фронта, помогали его лечебным учреждениям в городе. В лабораториях не прекращалась научная работа.
в: Приходилось приспосабливаться к условиям военного времени?
о: Бесконечные воздушные налеты и артобстрелы, повреждения зданий, голод и холод, отсутствие света и воды - конечно, все это нарушало жизнь академии. Через четыре месяца после начала войны ее эвакуировали в Самарканд. Взяв с собой книги и учебные пособия, блуждая несколько дней по лесам и болотам - так как фашисты отрезали Тихвин - слушатели и преподаватели вышли к станции Ефимовская, а затем преодолели долгий путь железной дорогой через Вологду в Среднюю Азию.
в: До Победы дожили не все?
о: Более пятисот наших воспитанников и сотрудников погибли в годы Великой Отечественной. Многие из них были совсем молодыми - прямо из стен академии попадали на фронт. Имена всех выбиты на мемориальных досках в Колонном парадном зале академии. А рядом - имена тех, кто погиб в Афганистане и Чечне. Все они погибли, выполняя свой профессиональный долг.
8 мая 1996 года в нашей академии впервые в мировой истории был открыт мемориал "Военным медикам, павшим в войнах". Этот символ скорби увековечил память о тех, кто до конца выполнил свой профессиональный и нравственный долг.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Так называемые санитарные потери советской стороны составили более 18 млн человек, в том числе свыше 14 млн раненых, контуженных, обожженных и обмороженных, 3 млн заболевших. За годы войны лечебные учреждения всех типов приняли свыше 22 млн человек.
В строй было возвращено 71,7% раненых и 86,7% заболевших солдат и офицеров.