Взмолилась рыбка золотая

Володарская путина - самое высокое место по течению Невы, где ловят корюшку в промышленных масштабах. Поэтому местные промысловики точно знают, сколько рыбы проходит на нерест. Не секрет, что за последние годы корюшки стало меньше в двадцать раз. Но в этом году кульминация. Рыба с огуречным запахом практически исчезла.
- Дай бог хоть что-нибудь выловить! - вздыхает глава рыболовецкой бригады РП "Володарка" Сергей Киселев. Путину (время, когда корюшка идет "валом") ждали в конце апреля, потом в начале мая. Теперь неизвестно, чего ждать: в сети по-прежнему попадается по 10-15 рыбин. Рыбаки говорят, что невскую корюшку пора заносить в Красную книгу.
- Со всех наших рыболовецких предприятий сообщают, что с начала мая корюшка буквально пропала, - говорит председатель Рыбаколхозсоюза Алексей Молчановский. - На всех точках вместе едва успели выловить несколько десятков тонн. Такого еще не было. Кроме того, в этом сезоне она очень мелкая. Лишь бы это не значило, что рыба "прошла".
Поголовье корюшки уменьшается в основном из-за гидротехнических работ. Рыболовецкие предприятия обращаются во все инстанции с просьбой приостановить хотя бы добычу песка в местах нерестилищ. До сих пор ощутимых мер предпринято не было.
Корюшка - что женщина
На Октябрьской набережной плотное автомобильное движение, но на рыболовецкой точке Володарской путины время остановилось. Здесь деревянный настил и два больших плота. Наемный работник спит на досках, прикрыв лицо кепкой, другой храпит на сетях, третий умывается "забортной" водой в надежде взбодриться. Одиннадцати сезонным наемникам и трем постоянным рабочим делать нечего.
- В Финском дамба, муть от строительства портов и рыболовные сети по всему периметру стоят, - ворчит Киселев. - Как рыбе на нерест пройти. Она ж по воздуху не летает!
- Корюшка - как современная женщина, - драматизирует "наставник бригадира" Александр Семенов. - Певица Алсу в Америку рожать поехала. Корюшке же надо в акваторию Невы. А ее не пускают.
Ловят по-человечески
Ловят на Володарской путине неводом, как в пушкинской сказке. Полчаса лова - полчаса отдыха, чтобы часть рыбы прошло на нерест.
- Таким способом на этом же месте сто лет назад графы Черновы корюшку ловили, - говорит бригадир Сергей Киселев. - К нам в сети до сих пор попадаются глиняные грузы тех времен.
Сезон рыбаки начинают с того, что вбивают в дно деревянные колья, застилают досками, строят плоты. Эта подготовка занимает две недели. Затем малым неводом достают со дна бревна, сапоги и телевизоры. Благодаря таким "уборкам" путина проходима для рыбы и удобна для лова. В первый большой невод, по всем правилам, положили буханку хлеба и монеты: на удачу. Но все приготовления, похоже, напрасны.
- Охранником больше заработаю, - говорит Киселев. - Или на сборе бутылок. Но с моей работы сложно уйти.
Говорят, ловить рыбу сетями так же приято, как удочкой. И если "втянулся", бросить сложно. Поэтому "старики" и занимаются ловлей "невской" корюшки. Когда они уйдут, умрет промысел.
Треть корюшки - мелочь
Шесть вечера, пора закидывать невод. Рыбаки просыпаются, одевают ярко-желтые роганы, бегают со снастями. Ботик заводит невод в середину реки, конец сети закручен на механическую лебедку. У машины крутится вся команда. Вытащили рыбаки невод, полный несбывшихся надежд. В "мотне" (часть сети, где скапливается добыча) - пара десятков рыбин. Корюшки лишь половина, остальное - окуни и ерши. Еще треть корюшки - "мелочь". Ее выбрасывают в реку. Рыба лежит на поверхности воды, не шевелится.
- Щас нырнет, - говорит рыбак Олег Кузнецов. - Это она в растерянности.
Верно, рыбка чувствует себя жертвой кровавой войны, немного друзей в живых осталось. Улов на Володарской путине показателен: сколько рыбы попало в невод - столько и проходит на нерест. После такого сезона, как теперешний, "невской" корюшке легко исчезнуть совсем.
Она для Петербурга - рыбка золотая. Только на фестивале корюшки продают десятки тонн, при этом килограмм крупной и аппетитной стоит 300 рублей. Как символ нашего города рыба с огуречным запахом хорошо "идет" в ресторанах. От исчезновения "невской" корюшки вряд ли пострадают продуктовые полки. Мороженая эстонская стоит в магазинах от 60 рублей. Только потянет ли она на звание традиционного петербургского блюда.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
В 2003 году в Петербурге прошел первый праздник корюшки, и тогда же отлов упал с сотен на десятки тонн. Выручка от торговли свежей корюшкой только на петербургских площадках может составить 1.5-4 млн рублей. Но такого маленького улова, как в этом сезоне, не было никогда. Несмотря на это, 10-11 мая на территории Петропавловской крепости и площади Европы состоится VI Праздник корюшки. По словам организаторов, обычно, в зависимости от погоды, на праздник приходят от 40 до 100 тыс. посетителей. Для праздника заморозили 150 тонн рыбы, так как ожидается, что его посетят в три раза больше горожан, чем в прошлом году. А как рассказали в Рыбакколхозсоюзе, немалую часть корюшки привезут из Сестрорецка и восточной части залива. Откуда возьмут остальное - неизвестно.
Леонид Кудерский,
главный научный сотрудник Института озероведения:
- Уменьшение популяции корюшки - результат цикличности в воспроизводстве, которая есть у всех рыб. Конечно, деятельность человека усугубляет ситуацию, но нерестилища корюшки в Невской губе еще сохранились, и совсем корюшка исчезнуть не может. Будем надеяться, что сейчас переломный момент и скоро поголовье пойдет на подъем. Возможно, уже в будущем году.