Призрак Бронзового солдата посетил Таллин
В Таллине прошла акция в память о трагических событиях апреля прошлого года, когда мирная демонстрация в защиту памятника воину-освободителю переросла в крупнейшие в современной Эстонии беспорядки. Активисты общественного движения "Ночной дозор" вновь потребовали расследовать гибель россиянина Дмитрия Ганина. А российский МИД напрямую увязал раскрытие этого преступления с нормализацией отношений двух стран.
Для Эстонии беспорядки 26 апреля 2007 года стали потрясением. Демонтаж памятника, неадекватные действия полиции в ответ на мирную акцию в его защиту спровоцировали волну насилия. Таллин превратился в арену погромов, на которую вылезли экстремисты и вандалы всех мастей. Однако власти пошли на открытую конфронтацию с русскоязычным населением страны, именно его обвинив в бесчинствах. Лидеров "Ночного дозора" заклеймили погромщиками, хотя они настаивают на исключительно мирном характере своей акции. Непонятно кем спровоцированные погромы (точки зрения на этот счет диаметрально расходятся) привели к массовым арестам. 50 человек получили ранения и травмы, один - россиянин Дмитрий Ганин - был убит в центре эстонской столицы.
К месту гибели Димы, у бара "Вудсток", где традиционно собираются эстонские неформалы, в том числе скинхеды, дозоровцы возложили цветы, зажгли поминальные свечи. Акция прошла под контролем полиции - как ее организаторы, так и власти боялись провокаций. Активистам движения удалось получить разрешение на проведение несколькими часами ранее митинга у здания Русского культурного центра на тему "Условия сохранения демократических ценностей в современной Эстонии".
Как признались "Известиям" дозоровцы, их цель - "диалог с эстонскими властями ради установления нормальных межобщинных отношений". К сожалению, после "бронзовой ночи" напряжение между русскими и эстонцами стало лишь сильнее.
В годовщину переноса памятника российский МИД выступил с жестким заявлением. Он назвал действия эстонских властей "кощунственной акцией" и фактически поставил три условия нормализации отношений: расследование гибели Ганина, подписание соглашения о воинских захоронениях и прекращение "показательной расправы над теми, кто хотел воспрепятствовать надругательству над могилами погибших".
Выражая разочарование тем, что "заявления с эстонской стороны о стремлении выправить ситуацию не подкрепляются делами", на Смоленской площади резюмируют: "Пока эстонские власти не предпримут реальных мер по урегулированию этих и других вопросов, генерирующих межобщинный раскол в эстонском обществе и напряжение в двусторонних отношениях, нельзя рассчитывать на нормализацию наших межгосударственных связей".