"Мы - богачи в лохмотьях"

Всего два года проработал Владимир Виленский-Сибиряков в "Известиях", но оставил в истории газеты яркий след. Выступал чуть ли не в каждом номере с очерками и корреспонденциями. А до этого была большая жизнь...
Сын томского служащего, Владимир окончил ремесленное училище, работал литейщиком на заводах в разных сибирских городах. Вступил в боевую рабочую дружину, участвовал в стачках, был связан с подпольными типографиями...
В августе 1908 года Виленского арестовали. Тюрьма, каторга, поселение в Якутии... Здесь заинтересовался проблемами экономики Якутии. Здесь же встретил Февральскую революцию. Виленского назначили председателем якутского Совета рабочих и солдатских депутатов. Он побывал в Омске, Барнауле, Иркутске. Редактировал "Известия Военно-Революционного комитета". Присоединился к большевикам и вошел в ЦИК Совета Сибири.
После падения там советской власти оставался на подпольной работе в Красноярске и Томске. В апреле 1919 года перебрался через фронт в Москву - с докладом о партизанском движении. Чуть позже возглавил миссию СНК РСФСР по иностранным делам в Сибири, посетил Китай, участвовал в переговорах. Организовал Общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, редактировал журнал "Каторга и ссылка".
И наконец, "Известия". Одна из главных тем Виленского-Сибирякова в газете - проблемы Сибири (отсюда, видимо, и журналистский псевдоним). Он полагал, что экономическая смычка между городом и деревней лучше всего поддается кооперации (статья в N 35 за 1923 год), а пока: "Мы - богачи в лохмотьях" (N 1, 1924 год).
Журналиста волнует все. Он размышляет о становлении Красной Армии. Считает, что террориста Савинкова следует судить публично. Выступает на V Всемирном конгрессе Коминтерна. И даже театром занимается... А вот еще неожиданный поворот творческой мысли: "Нам нужен советский Ассошиэйтед Пресс" - под таким заголовком в порядке обсуждения Виленский опубликовал статью в N 7 за 1924 год, посвященную проблемам Российского телеграфного агентства (РОСТА), не справлявшегося с потоком информации.
Но в конце 1924 года один из самых плодовитых журналистов "Известий" замолкает. Начинается борьба с троцкизмом, а Виленский впитал многие идеи неистового партийного вождя. Однако в 1925 году он выпускает шесть книг (всего написал 20). И все же за активную фракционную борьбу Виленский в 1927 году исключен из партии, выслан в Пермь на три года. Когда его восстановили в партии, он продолжил работу во Всесоюзном обществе политкаторжан. В 1931 году выпустил книгу "Царство Колчака. Сибирская быль", художественное произведение, основанное на фактах.
22 июня 1936 года Виленского-Сибирякова снова арестовали, приговорили к восьми годам тюрьмы с дальнейшим поражением в правах на 5 лет. Забрали и жену, Марию Митрофановну, и дочерей - Марию и Лидию. До освобождения Владимир Дмитриевич не дожил. Он умер 2 июля 1942 г. от истощения и болезней в той же тюрьме, где сидел в царское время. Лишь в 1957 году талантливый журналист-известинец был реабилитирован.