О, мама миа!
Понятное дело, завтра слово "мама" прозвучит в миллионах поздравлений - все-таки Международный женский день.
Дети смастерят своим мамам открытки, взрослые купят тюльпаны или розы. Разные могут быть подарки, но не секрет, что самый лучший из них для любой матери - это когда талантливое чадо выросло и им можно гордиться. В предверии праздника корреспондент "Недели" Мария Дмитраш пообщалась с обладатель-ницами таких "подарков" - мамами телеведущих Тины Канделаки и Владимира Соловьева, певицы Валерии и олимпийской чемпионки - лыжницы Юлии Чепаловой.
Эльвира Канделаки,
мама телеведущей Тины Канделаки:
"К желтой прессе отношусь философски"
Эльвира Георгиевна привыкла гордиться дочерью с самого ее рождения и всегда видела в ней не маленькую девочку, а личность. Сейчас Эльвира Канделаки с полным правом на гордость украшает стены квартиры фотографиями успешной дочери и собирает газетные и журнальные вырезки с материалами о Тине.
вопрос: Эльвира Георгиевна, я смотрю, у вас много журналов и газет с Тиной на обложках. Вас расстраивают какие-то неприятные публикации о ней?
ответ: Нет, абсолютно. Как меня может что-то расстраивать, если я прекрасно знаю свою дочь! Ее профессия связана с тем, что она - публичный человек, и та же желтая пресса должна о ней что-то писать. К этому надо относиться философски.
в: Я знаю, что вы врач, много лет проработали наркологом в Тбилиси. Тина в то время училась в школе. В силу своей профессии вы не боялись, что она может попасть в дурную компанию?
о: Во-первых, Тиночка с детства была очень целеустремленной. А потом, у нас в доме всегда такая аура была, что все ее друзья любили к нам приходить. Они обожали и отца ее - Георгия Шалвовича, и меня. И еще: я ей очень доверяла. С самого детства - вы можете уточнить у Тины - я ни разу даже голоса на нее не повысила. Я ее с детства уважала как взрослого человека. Одна любовь - это животное чувство. Надо ценить своего ребенка, уважать его чувства и решения.
в: Наверное, это сделало Тину сильным и уверенным в себе человеком...
о: Это помогло ей в жизни. А вот уверенность в себе... Это передалось ей по линии отца. Они все очень самодостаточные, уверенные в себе, ну и амбициозные люди. Потом, я никогда не знала с ней проблем. Я не помню, чтобы за десять лет учебы в школе хоть раз ей сказала: "Садись, уроки делай!" Она, конечно, была отличницей. С восьмого класса готовилась поступать в мединститут, хотела заниматься челюстно-лицевой хирургией, и в 16 лет поступила.
в: Вы поддерживали ее выбор?
о: Поддерживала, да. Но все-таки я не очень хотела, чтобы она стала врачом. Я считаю, что самые сложные профессии - врач и педагог.
в: А почему вы так рано отдали ее в школу? Ей и шести лет не было, когда она пошла в первый класс...
о: Она уже вовсю читала. Знала наизусть по нескольку страниц из Чуковского, Маршака, Барто. Ну хотел идти ребенок в школу - и все! Нам ничего не оставалось делать, как купить ей портфель.
в: Как вы отнеслись к тому, что Тина решила оставить мединститут ради работы на телевидении?
о: Она услышала, что проводится кастинг на одном тбилисском телеканале: "Мам, я пойду!" "Твое дело!" - сказала я ей, хотя была уверена, что ее не возьмут.
в: Почему же?
о: Она грузинским языком очень плохо владела - ходила в русский детский сад, русскую школу. После проб ей сказали: "У вас телегеничное лицо, телевизор вас берет. Но вам нужно выучить язык!" Тина целыми днями сидела дома и учила грузинский. Спустя два месяца ее выпустили в эфир - нужно было весь вечер вести программу. И что вы думаете? Эта 16-летняя девочка весь телевизионный эфир отработала без единой запинки.
в: В юном возрасте у Тины уже была такая большая занятость! На мальчиков времени, наверное, совсем не оставалось?
о: И я, и отец, мы были уверены, что она встретит достойного человека. Так и случилось. Я обожаю ее мужа, у нее очаровательные дети, прекрасная свекровь. Но в принципе до встречи с Андреем у нее никого и не было. Она вся была в работе и в учебе. Вот вы представьте: когда мы переехали в Москву, она училась и работала - с утра была на лекциях в институте, потом на работе на телеканале "2х2", потом прибегала домой, ужинала, отдыхала и бежала на "М-Радио". В семь утра приходила, час спала и снова уходила на занятия.
в: А вам не жалко было дочь по-матерински, когда она так уставала?
о: Вы знаете, я прекрасно понимала, что время изменилось. И материнская жалость ей ничего в этой жизни не даст. А потом, я не люблю слово "жалость". Жалеть надо слабых людей.
Галина Перфилова,
мама певицы Валерии:
"Я очень удивила Иосифа Кобзона на прослушивании в Гнесинке!"
Полчаса общения с мамой Валерии влили в меня добрую порцию оптимизма. Бойким голосом профессионального педагога она может неустанно рассказывать яркие эпизоды из жизни своей семьи. Галина Николаевна уже 45 лет преподает по классу фортепиано в Школе искусств в Аткарске. И по праву может гордиться успехами не только своей дочери, но и учеников.
вопрос: Галина Николаевна, когда вы впервые поняли, что ваша дочка талантлива?
ответ: С тех пор как она родилась! Она петь начала раньше, чем говорить. Очень рано стала распознавать музыку, прислушиваться к звукам. Поэтому мы ее в пять лет привели в музыкальную школу. Хоть я и сама музыкальный преподаватель, но одно дело - я ей дома покажу или бабушка Валентина Дмитриевна, она у нас тоже музыкант, и совсем другое - школа. Она дала ей систему знаний.
в: Каким ребенком росла Валерия?
о: Очень активным. Занималась во всех кружках: в театральном, в эстрадном, в кружке кройки и шитья. Бабушка все над ней смеялась: "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок!"
в: Галина Николаевна, как вас дочка поздравляла в детстве с 8 Марта?
о: Однажды на 8 Марта я лежала в больнице. Дочка поздравляла меня по телефону. Громко пела мне в трубку песню "Мама милая моя". Вахтерша, которая рядом сидела, все слышала и говорит: "Приходите еще звонить. Так она у вас хорошо поет!"
в: Как на самом деле зовут вашу дочь - Валерия или Алла?
о: Когда она только родилась, я хотела назвать ее Валерией. Но когда пошли регистрировать, то мне моя мама сказала, что среди наших родственников и так слишком много Валерий. И тогда решили назвать девочку Аллой. Но недавно она поменяла документы и стала Валерией.
в: А ее переходный возраст вы как пережили?
о: Мне всегда говорили: "Подожди, наступит подростковый период - будет трудно с ней!" Но слава богу, этого я так и не узнала.
в: Дочка рассказывала вам про своих молодых людей?
о: Она делилась со мной всеми делами: какой мальчишка, что и как сказал. Мы с ней всегда были близкими подруженьками!
в: Даже не ссорились никогда?
о: Ну конечно, прям не ссорились. Крупных ссор у нас не было, но какие-то замечания, нравоучения - обязательно. А как же без этого?
в: Как вы отнеслись к тому, что Валерия из небольшого города Аткарска уехала учиться в Москву?
о: Дело было так: я поехала вместе с ней. Уговаривала ее: "У тебя золотая медаль, тебе нужно поступать в МГУ, на исторический факультет". Она на первый раз согласилась. А когда мы приехали в Москву, опять начала твердить о том, что хочет поступать в Гнесинский институт. И она выдержала там очень большой конкурс.
в: Вы не препятствовали ее выбору?
о: Нет, я препятствовала. Когда она была на прослушивании у Иосифа Кобзона, я буквально ворвалась в класс и говорю: "Вы скажите только правду, есть у нее вокальные данные или нет! Если нет, мы сразу пойдем в МГУ!" Этим я, конечно, очень удивила Иосифа Давыдовича. Он потом со смехом вспоминал этот эпизод.
в: Гордились дочерью, когда она стала известной певицей?
о: Да! Вначале у меня эта гордость даже имела гипертрофированный вид. В самый первый раз, когда я по радио услышала ее песню, я с приемничком вылетела в коридор и стала стучать соседям. Они не отвечали. Тогда я поставила приемник на пол и включила его на всю громкость, чтобы все слышали, что передают песню дочери!
в: Она к вам часто сейчас приезжает?
о: Да нет, нечасто. Там же семья, дети, дела. Нам легче к ней приехать.
в: Что вы готовите, когда встречаете дома Валерию?
о: Попробуй ей приготовь что-нибудь! Нельзя! (Смеется.) И диета, и вообще она особенно не уделяет сейчас внимания еде. Но, конечно, стараюсь что-то вкусненькое приготовить. А Йося (Иосиф Пригожин, муж и продюсер Валерии. - "Неделя") у нас очень любит покушать.
Тамара Чепалова,
мама лыжницы Юлии Чепаловой:
"С дочкой никогда не церемонилась"
Когда мы созвонились с Тамарой Чепаловой, она гуляла со своими внучками. Никакого отношения к лыжному спорту Тамара Михайловна не имеет, Юле в этом помогал отец - тренер Анатолий Чепалов. Зато сейчас известной спортсменке очень помогает мама - она постоянно занимается внуками.
вопрос: Тамара Михайловна, а внучки напоминают вам Юлю в детстве?
ответ: Копия! Причем обе, хотя младшей - Василине - всего годик исполнился. И характер у девчонок на Юлин в детстве похож. А у старшей - Олеси - даже голос уже мамин.
в: Она, глядя на отца, захотела заниматься беговыми лыжами?
о: Конечно! Я не возражала, а только поддерживала дочку. В спортивную секцию мы Юлю не отдавали, она сама бегала на лыжах с отцом уже с пяти лет. А в 12-13 лет начала участвовать в соревнованиях.
в: А вы кто сами по профессии?
о: Я пожизненный продавец! (Смеется.)
в: Вы не боялись отдавать дочку в такой нелегкий для девушки вид спорта?
о: Нет. Мы в первую очередь думали об улице, чтобы она на улицу не пошла! А спорт - это нормально.
в: Тамара Михайловна, а как Юля в школе училась?
о: Средне. Но я ее за учебу никогда не ругала, она самостоятельная у меня.
в: А вообще вы ее строго воспитывали?
о: Вообще-то нет. Но я могу и покричать, и спокойно сказать. Могу раз и хлопнуть (смеется). Я с Юлей не церемонилась, нам некогда было церемониться.
в: Профессиональные спортсмены обделены свободным временем. У юной Юли были друзья, личная жизнь?
о: У нее всегда было много друзей. А раз успела второй раз выскочить замуж, значит, времени на все хватало и хватает.
в: А как она вас раньше с 8 Марта поздравляла, можете вспомнить?
о: Она всегда поделки всякие делала, вышивала неплохо. С детства, кстати, начала вязать. Рукодельница!
в: Вы ее учили?
о: Нет, я вязать не умею. Она самоучка, все делала сама. Она даже коврики ткать научилась по книжкам. Ей тогда было лет 20.
в: Вы рано начали гордиться Юлей?
о: Ну, в общем-то, мы не гордились. Радовались, были довольны, счастливы. Но так, чтобы открыто говорить: "Вот какая у нас дочка!" и прыгать до потолка - такого у нас нет.
Инна Соловьева,
мама телеведущего Владимира Соловьева:
"Для меня сын - главный авторитет"
Уже почти шесть лет Владимир Соловьев и его мама Инна Соловьева - коллеги, они оба радиоведущие "Серебряного дождя". Инна Соломоновна ведет на этой радиостанции передачу "С мамой о прекрасном", Владимир - "Соловьиные трели". Она всегда интересуется всеми проектами сына и даже просыпается под его радиопередачи, чтобы по голосу сына узнать о его настроении и самочувствии.
вопрос: Инна Соломоновна, Володя родился, когда вы еще учились в педагогическом институте. Вы успевали совмещать учебу с воспитанием сына?
ответ: Я училась на дневном, но тем не менее все успевала. Потому что очень рано отдала его в ясли - десятимесячным. Вот такая противная и суровая (смеется). Так что закалку он прошел с детства.
в: То есть рос самостоятельным ребенком?
о: Не могу сказать, что полностью. Им и бабушка много занималась. А потом, когда он вырос, сильно было дедушкино влияние. С мужем мы разошлись, и нужен был мужчина рядом. Дед у нас был волевым человеком, занимался мужским делом - работал на Авиационном заводе им. Хруничева. Та атмосфера в доме, когда к нам приходили летчики - папины друзья, Володе всегда была интересна. Хотя с отцом по жизни у него всегда были и есть очень хорошие отношения.
в: Вам приходилось брать на себя роль отца, проявлять жесткость?
о: Никогда! Мы могли поссориться, но я всегда шла на то, чтобы мы объяснились и поняли друг друга. Я не помню, чтобы я Володю ударила когда-нибудь. Со дня его рождения у нас с ним были необыкновенно дружеские отношения. Наш дом всегда был широко открыт для его друзей. Мало того, его друзья по жизни являются моими друзьями и наоборот. И вот сейчас я - мама, но для меня авторитет сына как мужчины очень велик, и по самым сложным вопросам я всегда советуюсь с Володей.
в: Инна Соломоновна, вы следите за передачами сына?
о: Иногда мне звонят и говорят: "Ты видела с Володей передачу?" Я просто смеюсь, потому что Володины передачи - это часть моей жизни. Я всегда просыпаюсь в 7.15 и слушаю его передачу по радио. По голосу определяю его настроение, самочувствие. Иногда по радио слышу больше, чем он мне рассказывает. Но я это делаю не для того, чтобы руководить им. Никогда в жизни я на себя такую роль не возьму. Просто когда-то я ему сказала: "Запомни: единственный человек, который скажет тебе то, что чувствует, и не соврет, - это я".
в: Бывает, что вы слышите неприятные высказывания о Володе?
о: Володя - человек, который у многих вызывает чувство неприязни. Но я знаю: он человек абсолютно искренний. Многие упрекают его: "Вот ты, Соловьев, самый умный, больше всех знаешь..." Ну, во-первых, действительно умный и очень много знает, потому что образование блестящее. Но чувство самоиронии никогда не дает ему возвысить себя над людьми. Вера в собственные силы - есть. Но вот этого - "я великий!" - никогда в жизни.
в: Теперь, когда вы сами ведете программу об искусстве на радио, чему бы вы хотели научиться у сына?
о: Художники, искусство - это моя жизнь, мне это безумно интересно. Меня даже называют "дамой с картинками" по жизни. Но я иногда переживаю, как получится передача. А Володя все делает наслаждаясь. Он вообще жизнелюб, сибарит и оптимист.
в: Володя советует вам что-то, делает замечания по программе?
о: Когда я постигала законы радио, Володя был иногда со мной жесток. Я страшно на него обижалась: "Ты мой сын, ты не имеешь права!", но внутренне соглашалась с его замечаниями. Обиды свои отодвигала и старалась выйти на тот уровень, на который вышла сейчас.
в: Инна Соломоновна, какой Володя сын?
о: Володя - это моя радость, моя гордость. При всей его занятости, при том, что у него шестеро детей, жена, любимая работа, я никогда не чувствую себя одинокой, я всегда чувствую его плечо рядом. Так что я абсолютно счастливый человек, потому что сын у меня замечательный.