Евро ударил по "бумеру"
Более восьми тысяч сотрудников автогиганта BMW до конца года останутся без работы. Основной удар примет на себя персонал германских заводов - должности и зарплату потеряют семь с половиной тысяч немцев. На столь радикальные меры европейский бизнес вынужден идти из-за стремительного роста евро. Ведь еще немного, и на зарплаты сотрудникам придется тратить всю прибыль концерна.
Рядовые европейцы с самого начала относились к единой валюте с недоверием. Даже когда в прошлом году глава европейского Центробанка Жан-Клод Трише заявил, что за восемь лет хождения евро было создано в четыре раза больше рабочих мест, чем за восемь предшествующих (12 миллионов), большинство жителей Франции, Италии, Испании и Германии продолжали вздыхать по утраченной национальной валюте и говорили, что появление евро имело негативный эффект для экономики их стран. Как в воду глядели.
В последние несколько лет к голосам простых обывателей стали присоединяться голоса ведущих мировых экономистов и крупных европейских компаний. Вот авиаконцерн Airbus жалуется, что твердая европейская валюта угрожает самому существованию компании, вот немецкая промышленная ассоциация VDMA сетует, что число заказов на продукцию машиностроительных компаний Германии сокращается, вот и экономисты-аналитики мрачно прогнозируют, что когда пара "евро-доллар" достигнет отметки 1,5, туго придется европейскому бизнесу...
Знаменательное событие произошло на этой неделе - психологический уровень в 1,5 наконец был преодолен. И тут же из Европы, точнее, из Германии пришла весть о намерении BMW уволить 8100 сотрудников - 7500 немцев и 600 человек, работающих в зарубежных подразделениях. А ведь всего полтора года назад концерн еще мог позволить себе щедро поощрять персонал. Зарплата рядового сотрудника составляла около 10 тысяч евро. Но по мере укрепления единой валюты выплата таких сумм стала ощутимо бить по карману компании. Понижать зарплату работодатель не мог, поэтому пришлось идти на такую меру, как увольнения.
Ни о каком резком сокращении штата BMW речь конечно же не идет. Сейчас на предприятиях концерна работают 108 тыс. человек, из них почти 80 тыс. - в Германии. Однако руководство компании уже делилось планами о том, что намерено повысить объем производства на своем заводе в США и применять больше местных комплектующих, чтобы перевести значительную часть расходов в доллары для компенсации роста евро. Ждать нельзя, ведь, по признанию самих руководителей BMW, фирма начала отставать от своих конкурентов - Volkswagen и Daimler. Сокращение рабочих мест должно привести к снижению расходов автоконцерна на 500 миллионов евро в год. За счет этого она сможет снизить стоимость выпускаемых автомобилей, увеличить продажи, а следовательно, и доходы, которые в 2012 году должны возрасти на 8-10%.