Капитанов всех начальник
ТИМОФЕЙ ГУЖЕНКО
Министр морского флота СССР с 1970 по 1986 год
17 августа 1977 года впервые в истории надводный корабль-атомоход "Арктика" достиг Северного полюса. Экспедицию возглавлял министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. Пять участников похода были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них - капитан "Арктики" Юрий Кучиев и министр Тимофей Гуженко. 15 февраля у героя нашей сегодняшней публикации - юбилей, 90 лет.
* * *
Как ни странно прозвучит, наши пути географически пересеклись задолго до личного знакомства. В свое время мне, одесситу, довелось окончить здешнее мореходное училище. В десяти минутах ходьбы от моей мореходки располагалась альма-матер Гуженко - Одесский институт инженеров водного транспорта, куда он поступил на эксплуатационный факультет.
"В первый же день в Одессе, - рассказал мне как-то Тимофей Борисович, - ваши земляки обчистили мои карманы. Я висел на подножке переполненного трамвая с чемоданом в одной руке. И вот вижу, как один "джентльмен" ловко вытаскивает из моего кармана бумажник и прыгает на ходу. Я успел крикнуть ему: "Документы не губи, вышли в приемную комиссию института". И вы знаете: на другой день я их получил! Но остался без копейки...".
Истории свои он рассказывал, как бы подшучивая над собой, с "фирменной", очень располагающей улыбкой. Однажды поведал историю своей фамилии. Когда их семья переехала из орловской деревни в Донбасс, украинские "доброхоты" оказали ему "услугу": отбросили в фамилии последнюю букву - и Гуженков стал Гуженко.
Если трудовой стаж человека отмерять с первого, пусть скромного участия в созидательном процессе, то у Тимофея Борисовича он насчитывает... 83 года. Семилетний мальчишка помогал отцу и десятилетнему брату в деревенской кузнице - качал в горн воздух...
Примером всей жизни Гуженко доказал, что даже в те годы человек мог быть хозяином своей судьбы. После окончания института ему, сталинскому стипендиату, предложили при распределении на выбор любой порт страны. Уйти добровольцем на фронт не позволили - оказался нужнее в тылу. Он выбрал прифронтовой Мурманск. Тот еще тыл! В одной из бомбежек 1942 года на его глазах сгорело до трети города, погибло свыше ста портовиков, их жен и детей, три тысячи человек остались без имущества и крова.
В Мурманске Гуженко отвечал за работу портовых механизмов. С работой справлялся отлично, но, когда обком партии вдруг решил назначить его главным инженером объединения "Мурманрыба", он наотрез отказался, сказав, что имел дело с рыбой только на обеденном столе.
После войны были Академия морского флота в Ленинграде, назначение на Сахалин, где он поднимал порты Корсаков и Холмск... В 37 лет Гуженко - начальник Сахалинского пароходства. Затем работа в отделе транспорта ЦК партии, в Министерстве морского флота. Сначала первым замом министра - своего учителя по академии Виктора Бакаева, а потом - в министерском ранге.
Гуженко простоял у "штурвала" морфлота почти 17 лет. При нем ранее дотационная отрасль стала ежегодно зарабатывать для страны миллиарды долларов. На отечественных судах перевозилось до 60 процентов экспортно-импортных грузов (сейчас 4-5 процентов). Гуженко легко воспринимал все новое, передовое. Обладая большой властью, никогда не был авторитарным руководителем. Был демократичен и доступен.
Не помню случая, чтобы Тимофей Борисович отказал в интервью, консультации, обмене мнениями. Как бы ни был занят, всегда выкраивал время. И, что важно, не видел смысла скрывать правду, даже из ведомственных соображений. Когда я освещал в газете трагедию теплохода "Механик Тарасов", из экипажа которого остались в живых всего пятеро моряков, то попросил министра разрешить мне присутствовать на заседании закрытой комиссии по расследованию этого ЧП. И Гуженко разрешил!
Тимофей Борисович был одним из главных творцов разительных перемен в своем сложном хозяйстве и крайне неравнодушным свидетелем его упадка, когда ушел на пенсию. В том, что сейчас кое-что выправляется, возрождается, есть несомненная заслуга бывшего "капитанов всех начальника".
Он и сегодня нередко выступает на различных форумах и конференциях (заметьте - без бумажки), дает интервью, консультирует. Издал книгу "Записки экс-министра". Храню ее - с его дарственной надписью: "С благодарностью за сотрудничество с моряками, правдивое освещение их дел на страницах уважаемой газеты".
Министр действительно с уважением относился к "Известиям". При нем и с его благословения именем газеты в честь ее 60-летия было названо одно из самых современных по тому времени судов.
Теперь газета возвращает ему "долг", поздравляя с юбилеем.
E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву