Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Неугомонный флюгер литературы

В феврале 1963 года Корней Чуковский записал в дневнике: "Вчера был у меня Паустовский. Уже поднимаясь по лестнице, он сказал: "Читали - насчет Ермишки?". Оказывается, в "Изв." целая полоса занята подборкой писем, где Ермилова приветствует темная масса читателей, ненавидящих Эренбурга за то, что он еврей, интеллигент, западник".
0
Корней Чуковский: "Детский писатель должен быть счастлив" (фото murzilka.org)
Выделить главное
Вкл
Выкл

В феврале 1963 года Корней Чуковский записал в дневнике: "Вчера был у меня Паустовский. Уже поднимаясь по лестнице, он сказал: "Читали - насчет Ермишки?". Оказывается, в "Изв." целая полоса занята подборкой писем, где Ермилова приветствует темная масса читателей, ненавидящих Эренбурга за то, что он еврей, интеллигент, западник".

Эта запись касается черной страницы в истории "Известий", которой впоследствии, судя по опубликованным воспоминаниям Алексея Ивановича Аджубея, главного редактора газеты в те годы, он стыдился и даже приводил оправдательные пояснения на сей счет. "Указивка" из идеологического отдела ЦК партии предписывала разгромить вышедшие в "Новом мире" мемуары Ильи Эренбурга "Люди, годы, жизнь", был рекомендован и автор рецензии - критик Владимир Ермилов, в разные годы клеймивший Маяковского, Гроссмана, Платонова, Твардовского. Аджубей и Эренбург жили в одном доме. Вынужденный выполнить партийный приказ (журналисты - подручные партии!), Алексей Иванович решил посоветоваться с ... Ильей Григорьевичем: может, обратиться к менее одиозному рецензенту? Эренбург в ответ заметил, что в самый раз - при таком авторе будет очевиднее социальный заказ.

29 января в "Известиях" появилась ермиловская статья "Необходимость спора". "В мемуарах И. Эренбурга, при всех их достоинствах, подслащивал пилюлю критик, есть внутренние противоречия, в известной мере нарушающие художественное единство и целостность...". Писатель "не видит, как искало себя искусство революции:Выдвигает на первый план искусство модернизма...". Но Эренбург не писал историко-литературное исследование, он лишь рассказывал о разных течениях в искусстве, которые у нас неизменно разоблачались. Ермилов же указывал автору, кого и как он должен оценивать.

Все же главные претензии критика относились к оценке в мемуарах поведения человека в страшные годы сталинских репрессий. По его мнению, Эренбург упрощал трагедию, защищая принцип - "уметь жить, стиснув зубы". На это возмущенный писатель в письме в редакцию, опубликованном в "Известиях" 5 февраля, заявил: "В. Ермилов своими инсинуациями пытается оскорбить меня как человека и советского гражданина... В моей книге я рассказывал о том, как наши военные, сражавшиеся в Испании, наши писатели и журналисты в Москве мучительно воспринимали арест того или другого человека, в невиновности которого были убеждены".

Эренбург не был услышан. Больше того, перед публикацией его письма редакция "любезно ознакомила" с ним Ермилова и тот в этом же номере упрекнул писателя, что он "замалчивает существо спора". В редакционном комментарии "Известия" поддержали "право критика со всей определенностью писать о неверных тенденциях в позиции И. Эренбурга". Кроме того, в те же дни газета дала подборку мнений "простых рабочих" (а не полоску - здесь Чуковский преувеличил), которые осудили "молчание" писателя, а заодно заклеймили творчество пресловутых абстракционистов.

Вскоре после этого состоялась известная встреча руководителей партии с творческой интеллигенцией, где Эренбург услышал тот же упрек: "Понимал, но молчал!".

И никто, разумеется, не вспомнил статью, напечатанную в "Известиях" в феврале 1937 года, в разгар борьбы с троцкизмом, - "О "Новом мире" (журнал и тогда был под прицелом). В ней под беспощадный огонь критики попал среди других "неугомонный флюгер литературы" критик Ермилов. Именно так его охарактеризовал автор статьи, скрывшийся под выразительной подписью - "не-литератор".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности