"Один мой отец прыгнул с парашютом из стратосферы, второй - построил гроб Сталину"
"У меня было два отца - родной и отчим, и о каждом из них можно рассказать захватывающую историю", - написала в редакцию переводчик с французского Ирина Волевич, откликнувшись на объявленный "Известиями" конкурс фамильных легенд, который стартовал в номере от 11 января этого года. Истории действительно заслуживают внимания.
Мой родной отец, Яков Моисеевич Солодовник (1915-1986) - летчик 1-го класса, командир корабля, в молодости был парашютистом-испытателем и работал в ЦАГИ.
В сентябре 1939 года, за год до моего рождения, он спрыгнул на парашюте с высоты 10 200 метров с целью испытания специального скафандра, впервые созданного в СССР для высотных полетов, - в нем он и изображен на фотографии.
Самолет, с которого был сделан прыжок, вел летчик-испытатель Алексей Гринчик. Сам прыжок прошел нормально, а вот приземление сопровождалось забавным эпизодом - забавным только потому, что он благополучно кончился. Вот отрывок из рассказа отца об этом событии, опубликованного в журнале "Техника молодежи" № 8-1977: "Сажусь и вижу - околица, колодезь и женщина с коромыслом и ведрами... Глаза ее выпучены, рот раскрыт в крике... Коромысло с ведрами летит на землю, мелькают в беге босые пятки..."
Еще бы! Увидеть в 1939 году, в глухой деревне, "пришельца" в оранжевом скафандре, упавшего с небес!.. Женщина-то убежала, а у отца, в его герметичном костюме, кончался кислород, а шлем, как на грех, заело, и он начал задыхаться. Героический прыжок мог окончиться гибелью парашютиста на земле. Из последних сил отец подбежал к дереву и начал биться головой в шлеме о ствол. Плексиглас треснул, и шлем удалось снять. Отец до конца жизни рассказывал эту историю со счастливым смехом.
Этот прыжок из стратосферы был официально зарегистрирован как мировой рекорд.
* * *
В 1948 году моя мама вышла замуж вторично, за журналиста Александра Моисеевича Крумана (1916-1993), с которым работала вместе в Радиокомитете. В 1949 году в стране началась антисемитская кампания по "борьбе с космополитами", и их обоих уволили из Радиокомитета. Три года моих родителей никуда не брали на работу, мы голодали, продали все, что было в доме, отчим по ночам ходил на станцию грузить уголь в вагоны. Почти все знакомые куда-то исчезли - боялись общаться.
И вдруг в 1952 году отчим встретил на улице школьного товарища, ставшего директором деревообделочного комбината. Тот не побоялся помочь - взял отчима к себе столяром-краснодеревщиком, поскольку он в юности учился этому ремеслу. Отчим всегда все делал на "отлично" и скоро стал лучшим мастером на фабрике. И потому именно ему в марте 1953 года поручили важнейший правительственный заказ: изготовить деревянную модель саркофага для Сталина. Что он и исполнил с величайшим удовольствием, реализовав, вероятно, мечту многих миллионов пострадавших.
На прилагаемой фотографии отчим снят в военной форме - во время финской и отечественной войн он был корреспондентом на фронте.
Ждем ваших историй и фотографий
Напоминаем условия конкурса: карточки должны быть не моложе 1957 года. Редакция обязуется возвращать оригиналы (конечно, лучше присылать сканированные копии) владельцам по указанному ими почтовому адресу. В истории к фотографии желательно пояснить, какого года фото, кто на нем изображен и какая семейная легенда с героями этой фотографии связана. Лучшие истории будут опубликованы на страницах и на сайте "Известий". А в конце года авторы трех самых удивительных историй будут награждены призами "Известий", которые также можно будет приобщить к семейным архивам.
Ждем ваших историй и фотографий по адресу: ул. Тверская, дом 18, корп. 1, Москва, 127994, газета "Известия", отдел "Московские новости" с пометкой "Семейное фото". Или по электронной почте: voloshina@izvestia.ru