Как нам дороги ленинградские вечера

В честь 65-летней годовщины прорыва блокады Михайловский театр и газета "Известия" сделали ленинградцам-петербуржцам подарок. "Столичный десант" знаменитых артистов высадился в Михайловском театре, который работал в первые блокадные дни. Пели родные сердцу ветеранов песни о том, как сердце стучит, "Когда вам двадцать лет" и многие, многие другие.
Перед входом в театр незнакомые люди обнимались
У входа в театр стоит полевая кухня, топится дровами. Блокадников угощают чаем.
— Чтобы печь растопить и вскипятить воду, нужно полтора часа, — докладывает солдат-поваренок. — Завариваем по современной норме: 15 граммов сахара и 1 грамм чая на один стакан.
— Скажу я вам, блокадный чай был лучше, чем этот! — деловито замечает блокадница Галина Николаева. — Этот не такой. Ах да! Такого крепкого ведь не было. Мне исполнилось 8 лет, когда нас в детдоме солдаты так же чаем поили. Только варили его в больших таких котлах.
— А я пила чай с полевой кухни в день полного прорыва блокады, — вспоминает ее подруга Мария Барабулина. — Мне было девять. На Пискаревском кладбище мы хоронили погибших и праздновали освобождение. Потом начали для нас привозить хоть какие-то продукты, дополнительно давали сахар и на сто граммов больше хлеба.
Из динамика льются праздничные марши. Вдруг их перекрывает песня: "Возили хлеб для северной столицы. И Ленинград нас радостно встречал!". Это несколько бабушек — артистки из песенного клуба "Долголетие" — встали в кружок и, приплясывая, поют.
— В войну что пели? — спрашиваю их.
— "Землянку", "Синий платочек"! — отвечают хором и тут же затягивают: "Клен зеленый, да клен кудрявый…"
— Вы помните день прорыва? — спрашиваю голубоглазую Марию Мальцеву с палочкой в руке.
— Помню, конечно. Накануне с вечера мы становились в очередь за хлебом. Ночь стояли. Бегали ненадолго домой погреться, хотя в квартире ненамного теплее было, — смеется. — Рано утром подошел какой-то мужчина. Сказал, что прорвали блокаду. Сначала не поверили. А потом была такая радость! Все начали обниматься, даже с незнакомыми. И плакали.
Концерт транслировался на площади Искусств на большом экране. Кто не попал в театр, а желающих было много, подпевали, пританцовывали. А когда зазвучало "Когда вам двадцать лет" несколько пар закружились в вальсе.
Пройдя несколько кругов, Галина Бондарева отпустила своего кавалера.
— Совершенно незнакомый мужчина, — сказала она удивленно. — Вот, пригласил...
— Где вы так научились вальсировать? — удивляюсь.
— В молодости, вот ноги и помнят… В блокаду уж, конечно, не танцевали, — отвечает Галина Александровна. — Такие доходяги были, куда там! Зато после снятия мы, девчонки, устраивали уроки. Домой приходили, заводили патефон. И от печки, в четырнадцатиметровой комнате, кружились.
В военные 40-е Галина Бондарева была школьницей.
— День прорыва помню, — говорит она. — Шла с уроков. Смотрю, а на улице народ ликует! Только народу мало было.
А в Михайловском шел концерт
Перед началом концерта губернатор Валентина Матвиенко обратилась к блокадникам.
— Потомкам трудно понять, как люди не просто выжили, — сказала она, — а трудились, творили! Музеи, театры работали, не закрылись…
Губернатор сказала, что узнав о сегодняшнем концерте, ей позвонил сын одного из защитников Невского пятачка — президент Владимир Путин. И просил передать всем блокадникам, ветеранам, труженикам предприятий города, защитникам Ленинграда самые теплые поздравления.
— Если бы фашисты знали, что люди в Ленинграде будут ходить в театр, они бы не посмели напасть на город! — заявил спикер Законодательного собрания Петербурга Вадим Тюльпанов, обращаясь к собравшимся в зале блокадникам. — Вы смогли выжить, когда не было ни еды, ни воды, ни тепла, ни света. Вы не просто жили, но еще и ходили в театр! Сначала в Михайловский, который был эвакуирован в конце 1941 года, а потом в Александринский, он работал в течение всей войны.
— Победа Ленинграда — это победа жизни над смертью, —сказал гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман. — Сегодня мы низко кланяемся за все, что вы сделали для следующих поколений, для нас и для всего мира. Музыка помогала вам жить и побеждать, и сегодня ваши любимые артисты на сцене Михайловского театра. Спасибо, что пришли сегодня!
— Для нас принимать участие в этом празднике чрезвычайно важно, потому что мы сами, как и вы, прошли военный путь вместе со страной, — сказал главный редактор "Известий" Владимир Мамонтов. — Я хотел бы сказать вам большое человеческое спасибо. Низкий вам поклон не только от всех журналистов газеты "Известия", но и от всех ее читателей.
Начался концерт. Если смотреть сверху, то зал был похож на поле белых цветов: в партере седые, в основном женские головы. Сначала ветераны тихо слушали, хлопали вежливо. Но с каждой песней овации становились все громче. Вскоре зал начал подпевать. И не только зал. Аккомпанировавшие музыканты "Вивальди-оркестр" тоже не выдержали и начали подпевать. Даже руководитель Светлана Безродная не отставала.
— Мы все наизусть знаем! — говорит блокадница Кира Яковлева. — И то, как наши петербургские певцы эти песни исполняли.
Перед ветеранами выступали не только известные артисты,как Елена Образцова, но и новички. Четверо молодых участников группы "Кватро" сначала спели "На солнечной поляночке". Потом "Тропки-дорожки". И когда вышли исполнять "Балладу о солдате", их уже встретили овациями. Семнадцатилетняя певица Мари Карне проникновенно поведала об ожидании любимого с войны: "Не тревожь ты себя, не тревожь".
В антракте гости двинулись в буфет. Здесь, в честь праздника, были почти советские цены. Бутерброд с икрой, например, стоил пятнадцать рублей, как когда-то — пятнадцать копеек.
Во втором акте народный артист Владимир Трошин исполнил "Подмосковные вечера". Но зал с ним не согласился. Блокадники пели про вечера ленинградские. Артист услышал, понял ошибку. И завершил песню в унисон с блокадниками.
А потом на сцену вышел легендарный Владимир Зельдин. Снял пиджак, натянул шапку-шарф с надписью "ЦСКА". И задорно спел "Закаляйся, если хочешь быть здоров!". Демонстрируя собственным примером, как это полезно. Он пританцовывал и очаровал всех блокадниц в зале. Те ликовали, вскакивали с мест.
— Не забывайте, — заметил ведущий, народный артист России Федор Чеханков, — Владимиру Михайловичу 92 года!
Зал ахнул.
— Великий писатель сказал, что трагедия старости не в том, что ты стар, — уточнил Владимир Зельдин. — А в том, что стар, а чувствуешь себя молодым!
Зал разразился смехом и аплодисментами. На поклон вместе со всеми участниками концерта Владимир Михайлович вышел уже в сине-белом шарфе "Зенита".
Несколько пар танцевали в проходе между креслами. Женщина с женщиной, как в войну. Ветераны аплодировали стоя и плакали.
Справка "Известий"
В Петербурге проживает 204 706 блокадников. Из них 163 557, награждены знаком "Жителю блокадного Ленинграда", 35020 тружеников блокадного Ленинграда награждены медалью "За оборону Ленинграда". Граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда — 6129 человек.
С 22 июня по 7 августа 1941 года Михайловским театром было организовано около 135 концертных бригад. Когда его эвакуировали, продолжал работать Александринский театр. В блокадном Ленинграде открывались художественные выставки.