«Разлив» по Керенскому
Финны прятали не только Ленина (в шалаше на станции Разлив, до Октября 1917-го), но и Керенского (после Октября). О первой части этой фабулы нам в СССР прожужжали все уши, а вот вторая замалчивалась. Я узнал о ней в 1992-м из книги историка Ёрана Селена о городе Порво (60 км к востоку от Хельсинки).
Министр-председатель Временного правительства России Александр Керенский скрылся не из Зимнего дворца, а из Гатчинского, и не 7 ноября, а 14-го, и не в женском платье, а в матросской форме и огромных шоферских очках. После этого он 40 дней жил в лесном домике родственников матроса Вани, который помог бежать. Потом Керенский, по его словам, тайно вернулся в Петроград, где открывалось Учредительное собрание, а после его разгона ушел в подполье в Финляндии.
По финским источникам я выяснил, что он прибыл в Хельсинки поездом из Петрограда с фальшивым паспортом "адвоката Лебедева" 25 января 1918 года, то есть накануне революции в Финляндии. Его встречал участник движения против русификации Суоми Волтер Стенбэк, который поддерживал связи с эсерами. Так вот, Стенбэк писал, что Керенский хотел бежать в Швецию. Для этого нужно было доехать до Турку на юго-западном берегу (запомним эту деталь) и там сесть на пароход.
А Финляндия бурлила. Красная гвардия захватывала важные объекты. Поэтому Стенбэк решил на время поселить Керенского в тихом месте. Выбор пал на усадьбу Карла Франкенхаузера под Порво. В финской прессе я нашел воспоминания Карла, в которых, в частности, говорилось: "Я приветствовал Керенского и показал ему самую маленькую комнату в доме, в которой стояла самая маленькая кровать. Я сделал такой выбор потому, что Керенский оказался совсем невысокого роста".
Позже я разыскал "шалаш" Керенского (массивный каменный дом под черепичной крышей) и встретил внука Карла - Томаса, который подтвердил мне, что в усадьбе с тайным визитом находился премьер России. Керенский провел в ней две недели. Когда отряды финской Красной гвардии заняли Хельсинки и начали продвигаться к Порво, Керенского перевели в усадьбу миссионера Константина Бойе, к востоку от города. Но тайну о местонахождении российского премьера сохранить не удалось, пошли разговоры. Что делать? И Волтер Стенбэк решил спрятать Керенского в многолюдном Хельсинки. После опасных "проверок на дорогах" Керенский оказался в квартирке Волтера Стенбэка в столице.
В своей автобиографической книге "Россия на историческом повороте. Мемуары" (Лондон, 1966, Москва, 1993) Керенский мало места уделил подполью в Финляндии. В основном описал приезд и отъезд, а в коротких словах о пребывании упомянул лишь, что финские друзья переправили его под город Або (Турку). Он не назвал ни точного места, ни фамилий хозяев. Осмелюсь предположить, что Керенский тут кое-что напутал, ведь ему было за 80, когда готовилась книга. По финским данным, он прятался под Порво и в Хельсинки. А город Турку, думается, запал ему в память в связи с тем, что именно оттуда его хотели переправить в Швецию.
Керенский провел в финском подполье полтора месяца. Агентам Ленина не удалось выйти на его след, однако премьер оказался в западне, поэтому 9 марта 1918-го он сел в вагон 3-го класса в Хельсинки и "вместе с пьяными солдатами" вернулся в Россию. В конце мая отправился в Мурманск, где ступил на борт французского крейсера... Такова история "Разлива" Керенского, которая замалчивалась в СССР. К сожалению, "Известия" не приподняли завесу молчания над ней, так как мое расследование положили под сукно.
E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву