Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов: "Через пару-тройку лет мы ощутим реальные результаты новой политики"

В четверг в Москве был подписан миллиардный контракт на поставку прокатных изделий из титана между ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" и американским авиастроительным концерном "Боинг". Это событие стало поводом для встречи "Известий" с гендиректором госкорпорации "Ростехнологии", председателем совета директоров "Корпорации "ВСМПО-Ависма" Сергеем Чемезовым. Это первое интервью Чемезова после его назначения главой "Ростехнологий".
0
Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов (фото: Владимир Суворов "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В четверг в Москве был подписан миллиардный контракт на поставку прокатных изделий из титана между ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" и американским авиастроительным концерном "Боинг". Это событие стало поводом для встречи "Известий" с гендиректором госкорпорации "Ростехнологии", председателем совета директоров "Корпорации "ВСМПО-Ависма" Сергеем Чемезовым. Это первое интервью Чемезова после его назначения главой "Ростехнологий".

"В реализации наших проектов заинтересованы крупные западные компании"

вопрос: Сергей Викторович, в чем уникальность этого контракта?

ответ: Это первый твердый контракт "Боинга" в России. В течение четырех лет — с 2011 по 2015 год — корпорация будет получать высококачественные изделия из российского титанового проката. Также это самая первая крупная сделка, оформленная в рамках только что созданной в России госкорпорации "Ростехнологии". Ведь "ВСМПО-Ависма" органично встроенная в корпорацию бизнес-структура. Уникальность еще в том, что событие это из разряда знаковых в истории российско-американских торгово-экономических отношений. Подписание контракта на поставку титана между "ВСМПО-Ависма" и компанией "Боинг — Россия/СНГ" — один из первых шагов на долгом пути взаимовыгодного сотрудничества между двумя компаниями. Сейчас доля России на мировом рынке титановых изделий составляет порядка 27%, поэтому не удивительно, что в реализации наших проектов заинтересованы крупные западные компании — Boeing, Airbus, Alfa Laval, General Electric и Rolls-Royce.

в: Была ли необходимость брать "ВСМПО-Ависма" под контроль "Ростехнологий"? Предприятие по производству титана имеет постоянные заказы едва ли не на 10 лет вперед и на первый взгляд не испытывало никаких производственно-экономических проблем?

о: Да, но, как вы правильно заметили, только на первый взгляд предприятие казалось стабильным и даже процветающим. При более тщательном анализе вскрылись проблемы и достаточно серьезные — будь то противоречия с компанией "Ренова" или производство материалов первичной переработки в ущерб выпуску конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. (Не буду упоминать самый одиозный пример — вагоны титановых лопат, которые в начале девяностых годов продавались за границу на переплавку.)

Еще одна проблема, о которой знают только специалисты. С развалом Советского Союза Россия потеряла все источники титанового сырья. До начала девяностых годов мы 100% сырья получали из Украины. Теперь оттуда поступает только половина. Остальное добираем в Индии и Африке. Так что необходимо создавать собственную сырьевую базу практически с нуля. Прибавьте к этому проблему макроуровня. По данным зарубежных отраслевых экспертов, потенциальный рост мирового спроса на титановые изделия с нынешних 70—75 тысяч тонн в год уже в ближайшее время подскочит в два раза — до 130—150 тысяч тонн. И эти запросы нужно обеспечить. Так что расширять производство с привлечением только частного капитала просто невозможно. Здесь нужна непосредственная господдержка и не только экономическая, с использованием общенациональных ресурсов и средств, но и политическая.

Более того, ситуация развивалась таким образом, что рано или поздно, но основная часть российского титанового производства оказалась бы в руках зарубежных собственников. При этом наша страна лишилась бы первоочередного права на собственный титан, а отечественные производители оказались бы в хвосте огромной очереди за этим металлом, без которого нельзя построить ни один современный самолет. В этой ситуации нам пришлось бы оставить все мечты о возрождении российской авиационной промышленности, как одной из стратегических отраслей экономики. Для полноты картины прибавьте к этому космос, создание мощных двигателей, подводное судостроение, химическое и энергетическое машиностроение, медицину, где также невозможно обойтись без титана.

И еще одна немаловажная деталь. За время, как "ВСМПО-Ависма" перешла под контроль "Рособоронэкспорта", а теперь уже "Ростехнологий", капитализация титановой корпорации увеличилась в 1,5 раза. И если в 2006 году средневзвешенная цена одной акции была 220 долларов, то теперь 300 долларов.

в: Будут ли выходить "Корпорация "ВСМПО-Ависма", госкорпорация "Ростехнологии" на IPO?

о: Сами "Ростехнологии" на международный финансовый рынок выходить не будут. К выходу на IPO мы будем планово и поэтапно выводить предприятия, производящие прежде всего продукцию двойного и гражданского назначения. Но прежде потребуется провести аудит предприятий, модернизировать их, обеспечить финансовую прозрачность. ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" может провести первичное публичное размещение акций (IPO) где-то в 2009—2010 годах. К этому времени произойдут серьезные структурные изменения, будут задействованы новые мощности, увеличатся объемы производства и появятся новые виды продукции, пользующиеся спросом на мировом рынке. Объем размещения акций пока не определен, но после IPO доля государства в "ВСМПО-Ависма" с контрольной может сократиться до блокирующей. Вместе с тем государственный контроль за корпорацией сохранится.

"Предприятия "оборонки" должны конкурировать не между собой, а с мировыми производителями"

в: 24 ноября появился указ президента о создании "Ростехнологий". После этого вы стали ездить по стране и выстраивать холдинги...

о: Единственная наша цель — улучшение ситуации в российском машиностроении и в его наиболее технологичном сегменте — оборонно-промышленном комплексе. Задача, как известно, не из легких, но без ее решения невозможно и модернизировать экономику страны. Сегодня госкорпорация "Ростехнологии" является самой прогрессивной и наиболее соответствующей текущему состоянию экономики страны формой хозяйствования и организации оборонно-промышленного производства. "Ростехнологии" призваны не подменять, ни тем более ограничивать частный капитал. Как раз напротив, мы намерены создать максимально благоприятные условия для прихода в "оборонку" и машиностроительную отрасль частного инвестора.

в: Много спекуляций по поводу капитализации корпорации "Ростехнологии" и ее структуры?

о: Говорить о капитализации "Ростехнологий" некорректно, так как она будет работать по смете. Но именно в рамках госкорпорации, как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации, проще решать вопросы корпоративного строительства. В прежнем правовом поле, в условиях деятельности госпосредника "Рособоронэкспорта" как ФГУП, сложно было создавать экспортно-ориентированные вертикально-интегрированные структуры. Мы их строили в опоре на акционерные общества, учрежденные "Рособоронэкспортом". Например, на базе объединенной промышленной корпорации "Оборонпром" создана вертолетостроительная компания холдингового типа "Вертолеты России", а теперь создается двигателестроительный холдинг. Сам "Оборонпром" является по существу многопрофильной промышленно-инвестиционной группой. Кроме вертолетной тематики она управляет производственно-технологическими процессами в таких сферах, как производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов, разработка и производство тренажеров для летного состава, финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах создания новых образцов военной и гражданской авиационной и других видов техники.

Что происходит сейчас ... К "Ростехнологиям" с предложением войти в ее структуру обратились десятки предприятий. В зависимости от того, какие еще предприятия войдут в "Ростехнологии", мы и будем формировать дивизионы. Пока рано об этом говорить. История "Ростехнологий" только начинается.

в: Как, по вашему мнению, не подорвет ли создание таких холдингов внутриотраслевую конкуренцию?

о: Создание госкорпораций и госхолдингов - это не панацея даже в оборонно-промышленном комплексе. В экономике страны есть такие сектора, где реальна быстрая окупаемость вложенных средств и получение немалых прибылей. Туда охотно идет частный бизнес, и госкорпорации там не нужны. Однако существует ряд отраслей: авиация, судостроение, машиностроение и некоторые другие, где процесс окупаемости вложенных средств и тем более получение дивидендов растягивается на многие годы. Вот здесь и необходимы госкорпорации и крупные холдинги. Иного пути у нас просто нет. Без концентрации всех ресурсов эти отрасли не выживут. Прежде всего предприятия ОПК должны прочно встать на ноги и конкурировать не между собой, а с ведущими мировыми производителями. Чтобы закрепиться на мировом рынке со своей продукцией не только военного, но и гражданского назначения. Не надо сбрасывать со счетов и задачу насыщения качественным товаром внутреннего российского рынка. Думаю, что через два-три года мы ощутим реальные результаты новой политики. Простой пример — авиастроение. На период с 2008 по 2012 год планируется создать в России более 430 самолетов Ил-96, Ту-204, "Сухой СуперДжет", Ту-334, Ан-148. Постепенно будем увеличивать долю России в мировом производстве гражданской авиатехники — к 2015 году с 1 до 5%, а к 2025 году — до 10%.

"Получить звание "главного промышленника" — не менее почетно"

в: Можно ли подвести предварительные итоги российского экспорта в 2007 году? Какова доля в этом экспорте высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения? Нужно ли исправлять это соотношение и как?

о: Можно говорить только о предварительных итогах. С достаточной долей определенности пока могу высказаться по близкой мне проблематике экспорта продукции военного назначения. Уровень прошлого года на этом направлении будет превзойден и составит порядка 7 млрд долларов. На посту гендиректора "Российских технологий" я вижу свою задачу в том, чтобы добиваться постоянного наращивания доли в экспорте высокотехнологичной продукции военного, но прежде всего гражданского назначения.

в: Как Сергей Чемезов относится к тому, что его теперь называют не "главным оружейником", а "главным промышленником" России?

о: Если быть откровенным, то и прежнее "звание" мне весьма импонировало. Подписание каждого контракта на продажу российского оружия той или иной стране, в которых мне довелось принимать участие, я воспринимал прежде всего как признание того, что изделие с маркой "сделано в России" может и должно быть лучшим в мире. Теперь задача и шире, и масштабнее. Думаю, что получить звание "главного промышленника" — не менее почетно. Хотя, конечно, дело вовсе не в титулах. Дело очень ответственное.

в: Вы читаете "Известия"? Если "да", то что вас "цепляет" больше всего?

о: В российских газетах существуют разные подходы к темам. Для одних важны бизнес и политика, для других — человек и его интересы. Правда, есть еще категория газет, которые предпочитают дешевые сенсации и жареные факты. "Известия" уникальны тем, что у вас в одном номере сочетаются глубокий анализ проблемы и интерес к человеку и его судьбе. И то и другое делается профессионально. А наиболее интересны материалы в основном на близкие мне темы — наука, новые технологии, ситуация в промышленности, международные отношения. Считаю, что большой плюс "Известий" — это подробный рассказ о новинках современного оборонного комплекса. Желаю вам в Новом году профессионального успеха и новых интересных тем.

Комментарии
Прямой эфир