Право на учебник
Не исключено, что в скором времени сократится число издательств, выпускающих школьные учебники. Министерство образования собирается ужесточить свои требования. Три года назад для этих же целей была введена обязательная экспертиза содержания учебников. В этом году ее прошли 1104 книги, и по ним, как было решено в среду на коллегии Министерства образования и науки, будут заниматься российские школьники в 2008-2009 учебном году.
- С каждым годом работа по экспертной оценке становится все тяжелее, учебников все больше и больше, - признался на заседании коллегии директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров. - Нам, экспертам, нередко приходится выдерживать моральный прессинг со стороны издательств, чьи учебники не прошли экспертизу. Звонят даже домой.
- Надо держать удар, иначе не реализовать задуманных реформ в образовании, - напутствовал покидающего трибуну Сахарова министр Андрей Фурсенко. - А чтобы снизить давление на экспертов, надо сделать так, чтобы в издательствах как можно дольше работали над учебниками, не прошедшими экспертизу. Ведь если человек не поступил в вуз, он приходит на следующий год, а не делает тут же по 5-6 подходов к экзаменатору.
Сейчас готовится постановление правительства РФ, которое будет регулировать допуск издательств к созданию учебников.
- Речь не идет о запретительных мерах, никакой "узкий" список издательств не будет создан, - разъяснил Фурсенко. - Но каждое издательство должно четко представлять уровень своей ответственности и понимать, что возможность выпускать школьные учебники будет дана далеко не всем. В издаваемых сегодня учебниках есть огромное количество ошибок. И все из-за плохой работы издательств.
Между тем за три года существования обязательной экспертизы школьных учебников сложилась система их строгого отбора.
- Преимущество этой системы в том, что экспертное заключение выражает не позицию отдельных ученых, а является оценкой ведущих научных организаций страны, - подчеркнул в своем выступлении директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобраза РФ Игорь Реморенко. - Никогда раньше научное сообщество не высказывало свое консолидированное мнение по тем или иным вопросам содержания учебника.