Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кеннеди-младший призвал прекратить расширение НАТО и назвал альянс бессмысленным
Общество
Мать найденных в подвале в Петербурге мальчиков заявила, что ей вернут детей
Мир
Присяжные частично оправдали протаранившего ворота посольства РФ в Дублине мужчину
Армия
Ивановское гвардейское соединение ВДВ отпраздновало 80-летний юбилей
Мир
В МВД Грузии раскрыли планы протестующих устроить провокации
Мир
Боррель признал потерю Америкой статуса гегемона
Мир
В Госдепе США заявили о необходимости сотрудничать по вопросам космоса с Россией
Мир
Бойцы 98-й дивизии ВДВ поразили позиции ВСУ у Часова Яра
Мир
Bloomberg узнало о рассмотрении G7 предоставления Украине $50 млрд за счет активов РФ
Армия
В Дагестане еще одному участнику СВО присвоено звание Героя РФ посмертно
Общество
В Южном военном округе сообщили о продолжении поисков срочников в Черном море
Мир
Боррель призвал Евросоюз говорить с Россией и Китаем с позиции силы
Мир
Глава Евросовета призвал Грузию не упустить исторический шанс на членство в ЕС
Мир
В поселке под Киевом пропали выделенные на восстановление 20 млн гривен
Мир
В ЕС призвали Украину делегировать часть суверенитета для вступления в сообщество
Мир
В Британии заявили о тайном признании Киевом скорой потери Донбасса
Мир
Военкоматы на Украине смогут штрафовать граждан заочно и без суда

В 2007-м не приговорили к сносу ни один из столичных памятников

Рубрика "Осторожно, Москва!", существующая пять лет, впервые подводит итоги года словами: вандализм пошел на убыль. Правительства Москвы и России в 2007 году не подписали к сносу ни один из статусных памятников столицы. Прежде столица недосчитывалась пяти-шести памятников ежегодно, а в 1990-е годы статистика была еще печальнее.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рубрика "Осторожно, Москва!", существующая пять лет, впервые подводит итоги года словами: вандализм пошел на убыль. Правительства Москвы и России в 2007 году не подписали к сносу ни один из статусных памятников столицы. Прежде столица недосчитывалась пяти-шести памятников ежегодно, а в 1990-е годы статистика была еще печальнее. При этом напомним, что воздержание от вандализма - не заслуга, а обязанность. Принуждение чиновников к такому воздержанию - результат многолетних усилий москвичей.

Механизм перемен - обновление руководства Москомнаследия. Валерий Шевчук, сменивший Владимира Соколовского, перестал согласовывать разрушительные документы в угоду инвесторам и собственному начальству. Вновь выявленные памятники перестали выпадать из охранного списка. Сокращение предмета охраны перестало быть темой конъюнктурного торга. Практика новодельного строительства перестала быть главным методом "реставрации".

Неужели дело было в одном человеке? Конечно, нет. В марте 2007 года, накануне своего переназначения на пост мэра Москвы, Лужков публично посоветовал Валерию Шевчуку "останавливать" его непосредственного шефа Владимира Ресина, увлекающегося процедурой признания памятников аварийными (см. "Известия" от 29.03.2007). Переназначение мэра состоялось, но мэр от своих слов не отказался. Месяц назад Лужков вывел Москомнаследие из подчинения Ресину, то есть строительному комплексу, на чем всегда настаивало общество, и подчинил ведомство охраны памятников непосредственно себе.

Здесь надо напомнить о федеральном законе (см. "Известия" от 28.11.2006), в силу которого с 1 января наступающего года правительство России передает Москве оперативные полномочия по охране памятников всех категорий, оставляя за собой право согласовывать кандидатуру председателя Москомнаследия. Региональный орган охраны памятников оказывается до некоторой степени в двойном подчинении, на чем опять-таки всегда настаивала общественность.

Вообще прекращение сносов - главное, но не единственное требование москвичей. За минувший год Москомнаследие выполнило еще одно, опубликовав на официальном сайте полный перечень памятников столицы. Пришла в движение картотека заявок на охрану, где годами "висели" почти 800 объектов. Как рассказал Валерий Шевчук на пресс-конференции по итогам года, рассмотрены более 400 из них и поступило еще столько же. Последнее неудивительно: заявки подают по преимуществу специалисты Москомнаследия. Отсюда ясно, насколько отставали учет и выявление недвижимых ценностей Москвы. Только в категории "палаты XVII века" список выявленных памятников пополнился десятком названий. Не нужно думать, что все они не были известны раньше.

Шевчук особенно доволен демонтажем рекламных щитов и растяжек со зданий-памятников и тем обстоятельством, что лишь 5% новых заявок на наружную рекламу согласованы с Москомнаследием.

Сказанное не значит, что все вдруг стало хорошо. В уходящем году исчез теплый переход между корпусами Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, пострадал интерьер жилой части этого ансамбля. Самовольно надстроен дом на Таганской площади. Перелицованы палаты Сумароковых на улице Забелина, 3. На этих днях выносят старинные двери и окна из Полицейской больницы доктора Гааза в Малом Казенном переулке, 5.

Энергичный председатель Москомнаследия оказывается в сложном положении, как только ему приходится комментировать историю и статистику былых сносов, приводимую в литературе и средствах массовой информации. На последней пресс-конференции Валерий Шевчук назвал снесенные за 15 лет памятники "исторической застройкой". На это можно ответить словами классиков: у нас все ходы записаны. Список, приведенный в книге "Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006" (см. "Известия" от 22.08.06), не опровергнут. Известны статус снесенных зданий и обстоятельства сносов, включая номера постановлений правительства Москвы за подписью мэра. По сути, журналистов просят помочь Лужкову вернуть лицо, сделать бывшее небывшим. Такое издевательство над здравым умом и твердой памятью крайне мешает восстановлению отношений мэрии с охранным сообществом.

А восстанавливать их необходимо. В случае дальнейшего воздержания государства от вандализма общественная энергия сможет направиться на повседневную работу. Вперед выйдут подробности методологических решений и реставрационных технологий, спасение русской реставрационной школы, судьба пустующих памятников и защита нестатусной исторической застройки, музейная и туристическая политика, доступность, контроль за приватизацией, градостроительные планы, "царские" проекты мэра... Словом, осторожно, Москва!

Комментарии
Прямой эфир