Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сегодня в эфире: документальное кино

На центральном ТВ современной документалистики стало больше. Эксперты убеждены: на это повлияло соотношение цены производства продукта и рейтинга. Стоимость одного выпуска документальной программы колеблется в пределах от $17 тыс. до $35 тыс., часа игрового сериала - от $80 тыс. до $500 тыс.
0
"Первый канал" использует "документалку", как правило, в позднем прайме
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На центральном ТВ современной документалистики стало больше. Эксперты убеждены: на это повлияло соотношение цены производства продукта и рейтинга. Стоимость одного выпуска документальной программы колеблется в пределах от $17 тыс. до $35 тыс., часа игрового сериала - от $80 тыс. до $500 тыс.

Сегодня российские каналы не готовы нести расходы на производство материала для документального показа в объеме, схожем с размером инвестиций, к примеру, компании BBC. Бюджет документального фильма высокого качества исчисляется сотнями тысяч долларов, иногда достигая отметки в $1 млн. Документальные ленты в эфире принято делить на две категории. К первой относится так называемая необязательная документалистика дневного эфира: зарубежный продукт, рассказывающий о мире животных, мире природы, о непознанном - классический формат BBC. Вторую категорию составляют отечественные картины, стоящие в прайм-тайм на всех основных каналах - с 22:00-22:30 до 24:00.

Специалисты считают, что прямой зависимости между стоимостью продукта и его качеством в документалистике нет. По мнению заместителя генерального директора по документально-публицистическим проектам канала РЕН ТВ Игоря Прокопенко, не все здесь определяется деньгами: "Гениальное кино можно снять вообще на бытовую камеру почти бесплатно".

Синтез

На фоне жесточайшей конкуренции в документальном кино каналы стремятся к развитию собственного производства такой продукции. Канал "Россия" не до конца определился со своей фиксированной документальной линейкой. По словам руководителя службы документальных фильмов телеканала Сергея Алексеева, сейчас "Россия" работает в режиме три премьеры в неделю, а за сезон в эфире канала проходит около 150 лент. "Выбирая место в эфире для обычного проекта, мы планируем, к какому сериалу или игровому фильму можно будет его "привязать", потому что фильм в чистом виде, если он не "желтый", привлечь широкого зрителя не может", - добавляет он. Продукт выпускается совместно с партнерами, и участники каждого конкретного проекта вкладываются в него в равных долях.

"Первый канал" использует "документалку", как правило, в позднем прайме. НТВ занимается документалистикой в другом режиме и в своем формате, где над созданием продукта работают штатные журналисты.

Канал РЕН ТВ относится к тем немногим, кто почти все документальное кино производит самостоятельно. Однако Игорь Прокопенко замечает: "У канала есть и совместное производство, например, с режиссером Алексеем Горовацким, известным своими авторскими работами, со студией "Формат ТВ", которую возглавляет продюсер Сергей Дудко". На документалистику от общего кинопоказа телеканала приходится около 15%.

ТНТ в плане производства документальных фильмов открыт для сотрудничества. Ведущий продюсер документальных проектов телеканала ТНТ Диана Бектаева, говорит о том, что у руководства канала, конечно, есть желание привлечь зрительский интерес именно к документальному кино. "Именно поэтому в этом году начиная с 9 декабря на канале в воскресном эфире появился документальный проект "Истории большого города", - говорит она. По словам Бектаевой, сейчас в производстве находятся две противоположные истории - "Почему уходят в монахи" и "Красота на экспорт".

Вопрос рейтинга

Игорь Прокопенко за свой многолетний опыт работы в документалистике составил документ под названием "Формула зрительской любви к документальной продукции". По его словам, эта "формула успеха" содержит семь главных компонентов, в том числе скандалы, непознанное (НЛО, прорицатели и т.д.), война и постельные сцены с участием знаменитостей (личная жизнь звезд). "Однако такая формула - оружие обоюдоострое. Существует такой термин - "возгонка", она очень быстро выжигает интерес, так как нельзя кормить зрителя только сладким или только горьким", - резюмирует Прокопенко.

Всеволод Лисовский, продюсер и автор нескольких десятков документальных картин (его работы выходили в эфире "Первого", "России", НТВ, "Культуры", ТВ Центра), считает, что именно по этой причине темы лент, выходящих на разных каналах, так часто пересекаются. "Это вызвано неким сложившимся у телевизионного менеджмента стереотипом о том, что аудитории интересны исключительно скандалы и личная жизнь знаменитостей, а также интригующие аспекты, где есть тайны и загадки", - комментирует он.

Сергей Алексеев уверен, что показ документального кино на канале в более удобное время мог бы поднять рейтинг автоматически. "Но пока это проблематично. Вообще долгое время мы были уверены, что наш зритель - преимущественно в старшей возрастной группе", - замечает он. Однако, по словам Алексеева, сейчас руководство канала убеждено в обратном. Свидетельство тому - успех картины "Сережа Парамонов. Советский Робертино Лоретти", которую с удовольствием смотрели и шестидесятилетние, и сорокалетние. А показ фильма Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР. 21 год" вызвал огромное количество зрительских откликов от молодежной аудитории - нынешних 21-летних. Диана Бектаева убеждена в том, что рейтинг напрямую зависит от востребованности темы.

Жанровый контекст

Наиболее распространенным жанром в зарубежной документалистике считается драма. А в современной британской тележурналистике даже появился новый термин - docudrama (реконструкция реального исторического события с помощью актеров). Диана Бектаева отметила, что у ТНТ есть очень интересные идеи относительно использования этого жанра.

Интерес к нему проявляют и другие каналы. На РЕН ТВ, рассказывает Игорь Прокопенко, сейчас идет работа над циклом о новейшей истории, где подробно восстанавливаются не слишком приятные события недавнего прошлого. На очереди сериал "Кровь дружбы народов" - документальная летопись распада нашей страны. В ближайшее время должно выйти журналистское расследование гибели Анны Политковской.

Планы по показу "хорошей зарубежной докудрамы", по словам Сергея Алексеева, есть и у "России". Однако вопрос о приобретении каждого конкретного фильма на канале решается отдельно и зависит, по словам Алексеева, от ряда обстоятельств. "Что же касается производства докудрам, то в случае если пилотный проект отечественной докудрамы понравится зрителям, мы их будем снимать стабильно", - говорит Алексеев.

Комментарии
Прямой эфир