Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

План Медведева: сохранить Путина

"Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти, должности председателя правительства Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина" - эти слова стали ключевыми в почти президентском телеобращении, с которым выступил во вторник первый вице-премьер и кандидат на должность главы государства Дмитрий Медведев. Не прошло и часа, как все парламентские партии, главы регионов и религиозные деятели начали наперегонки поддерживать предложение Медведева так же единодушно, как днем ранее они одобрили его выдвижение в президенты. Однако говорить о том, что все уже решено и конструкция власти в России после мартовских выборов определена окончательно, все же преждевременно - у Владимира Путина, который Медведеву пока не ответил, остается достаточно широкое поле для маневра.
0
26 августа 1999 года. Заседание правительства проводит Владимир Путин (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

"Считаю принципиально важным для нашей страны сохранить на важнейшей должности в исполнительной власти, должности председателя правительства Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина" - эти слова стали ключевыми в почти президентском телеобращении, с которым выступил во вторник первый вице-премьер и кандидат на должность главы государства Дмитрий Медведев. Не прошло и часа, как все парламентские партии (за исключением коммунистов), главы регионов и религиозные деятели начали наперегонки поддерживать предложение Медведева так же единодушно, как днем ранее они одобрили его выдвижение в президенты. Однако говорить о том, что все уже решено и конструкция власти в России после мартовских выборов определена окончательно, все же преждевременно - у Владимира Путина, который Медведеву пока не ответил, остается достаточно широкое поле для маневра.

"О, Господи!" — только и смог выдавить из себя один из политологов, когда "Известия" позвонили ему спустя полторы минуты после окончания обращения Медведева. Спустя еще 30 секунд он пояснил, что просто удивился вечной актуальности поговорки про новое, которое на самом деле хорошо забытое старое.

Действительно, если кандидатуру Дмитрия Медведева на пост третьего президента России начали всерьез обсуждать два года назад, то о возможном премьерстве Владимира Путина после истечения его полномочий заговорили еще раньше, и "Известия" об этом неоднократно писали. Во время первого президентского срока Путина эта идея прорабатывалась настолько серьезно, что были подготовлены даже несколько вариантов конституционной реформы с перераспределением властных полномочий в пользу правительства. Совсем недавно, 15 октября, на очередном заседании нашего Политклуба об этом напомнил политолог Дмитрий Орешкин: "Когда стало понятно, что Путин не уйдет, было несколько вариантов. Самым первым был премьерский вариант...". Двумя неделями ранее, 2 октября, на съезде "Единой России" президент назвал прозвучавшее там предложение возглавить правительство "вполне реалистичным". Но поставил два условия. Первое — "Единая Россия" должна победить на выборах в Государственную думу 2 декабря текущего года". Второе — "президентом страны должен быть избран порядочный, дееспособный, эффективный, современный человек, с которым можно было бы работать в паре".

С тех пор ЕР с Путиным во главе победила на выборах, после чего в союзе со "Справедливой Россией", с "Гражданской силой" и Аграрной партией выдвинула в президенты именно того человека, который лучше всего подходит под определение президента. Казалось бы, далее неожиданностей не предвидится. Вроде бы Путину нет смысла не соглашаться стать премьер-министром. Эта должность во всех отношениях будет посильнее должности председателя Государственной думы, на которую некоторые конспирологи поспешили его "назначить" сразу после парламентских выборов. Да, президент, как и обещал в самом начале своей работы в Кремле, расставил на ключевые посты, прежде всего в силовых структурах, людей, которых он давно знает и которые преданы ему лично. Значит, делали вывод некоторые аналитики, он может занять какую угодно должность — друзья не подведут.

Вот только власть в России устроена таким образом, что, как только новый "царь" проедет с кортежем по Кутузовскому проспекту, он в глазах политической элиты тотчас станет № 1. Как эта самая элита готова переориентироваться на нового лидера, все увидели в понедельник — такого хорового "одобрямса" страна не наблюдала с советских времен. К тому же прошедшие 2 декабря парламентские выборы не оставили ощущения всенародной поддержки "Единой России". Да и сама Дума лидирует в антирейтинге институтов власти, к которым граждане испытывают наименьшее доверие, президенту пришлось бы приложить немало усилий, чтобы эту ситуацию изменить.

Став же премьером, Путин получает под начало гораздо более авторитетный орган и конституционную, а не только построенную на личных связях структуру управления страной. Именно такое дублирование управленческой конструкции, опирающейся и на неформальные связи, и на закон, позволяет не прибегать к изменению Конституции, чтобы переподчинить правительству силовые ведомства. Да и сам Путин неоднократно, последний раз в октябре на саммите Россия — ЕС в Португалии, подчеркивал, что намерен соблюдать не только букву, но и дух Конституции. "Увод" силовиков у нового главы государства этому духу вряд ли соответствует. Тем более что вряд ли нынешний президент собирается работать премьер-министром всю оставшуюся жизнь. Гораздо более вероятен вариант, при котором Путин вернется в Кремль в соответствии с прогнозом, который дал 27 сентября в материале "Вам привет от дяди Вити!" обозреватель "Известий" Андрей Реут: "А через 4 года, глядишь, можно будет и обратно поменяться. Народ точно против не будет".

Во вторник источники "Известий" в Кремле настаивали, что никакого перераспределения полномочий между президентом и премьером не будет. Но никто не рискует однозначно утверждать, как именно Путин распорядится столь скоро поступившим ему предложением. В принципе самый логичный вариант — хранить молчание, чтобы и рейтинг Медведева поддержать, и себя раньше времени никакими публичными обязательствами не связывать. Но и у этого времени есть предел: весьма вероятно, что Медведев, как и Путин, объявит персональный состав правительства еще до выборов. "Могу — значит, должен" — так Путин в 2004 году объяснял свое решение раньше времени раскрыть карты. Но к предложению стать премь­ером тот же лозунг вряд ли применим. Да и президентская избирательная кампания только начинается — кто даст зарок, что сюрпризы кончились уже во вторник.

Владимир Путин свой путь к президентству начинал с куда меньшей форой, нежели Дмитрий Медведев. Рейтинг на момент назначения премьер-министром (и соответственно преемником) близок к нулю, за плечами нет бесчисленных поездок по стране на благодатной социальной почве. Да и тогдашняя политическая элита встречала Путина, мягко говоря, не всегда ласково. Но в итоге Путин сумел рейтинг довести до почти заоблачных высот (и удержать его там), а политическую элиту — попросту обновить.

Со времен 1999 года Михаил Касьянов из харизматичного премьера превратился в главного оппозиционера. Владимир Рушайло хоть окончательно из "обоймы" и не выпал, но из заметного в публичной политике главы МВД добрался до "почетной пенсии" в виде сенаторского кресла. Михаил Задорнов, министр финансов, давно расстался с правительством, но не с финансами — пройдя через депутатство, он "осел" в банке ВТБ 24. А Александр Лившиц вообще теперь предпочитает наблюдать за всем со стороны — и помимо прочих дел является колумнистом "Известий".

Единственное, что осталось неизменным с тех времен, — так это лицо Сергея Шойгу на всех фотоснимках кабинета министров. А теперь судьба всех сидящих за этим столом — целиком в руках преемника Путина. Или самого Путина?

Кто в команде кандидата в президенты?

Елена Шишкунова

За те восемь лет, что Дмитрий Медведев находится в гуще политических событий, он успел собрать вокруг себя небольшой кружок тех, кого принято называть командой. В основном это те, с кем судьба свела его еще в Санкт-Петербурге и кто, как и он, перебрался в Москву на важные государственные должности. Есть и другая категория единомышленников — они сплотились вокруг Медведева "на почве" нацпроектов.

Политическая карьера Дмитрия Медведева началась в мэрии Санкт-Петербурга, а продолжалась в аппарате правительства и президентской администрации. Впрочем, еще раньше, во время учебы на юрфаке Ленинградского государственного университета, у него появились близкие люди.

В числе самых приближенных к Медведеву людей называют его однокашника Антона Иванова, который практически повторил путь, проделанный самим Медведевым. Из преподавателей кафедры гражданского права СПбГУ он "переквалифицировался" в председатели Высшего арбитражного суда. Еще один сокурсник — Александр Коновалов, который несколько лет назад из прокуроров Башкирии взлетел в кресло полпреда в Приволжском федеральном округе.

К ближнему кругу относят и главу Службы судебных приставов Николая Винниченко (он тоже учился вместе с Медведевым). В Центре политической конъюнктуры добавляют к этому списку уроженца Санкт-Петербурга, руководителя Российского фонда федерального имущества Юрия Петрова.

Из "кремлевских" эксперты к команде Медведева причисляют помощника президента по экономическим вопросам Игоря Шувалова и главу Экспертного управления Аркадия Дворковича. Именно его управление все последние два года, прошедшие с начала реализации нацпроектов, очень плотно работало с Медведевым, поставляя первому вице-премьеру информацию и аналитические выкладки.

"На почве" нацпроектов Медведев сблизился с Эльвирой Набиуллиной, Татьяной Голиковой, Александрой Левицкой. Все они не так давно получили повышение. Набиуллина была руководителем экспертного совета по реализации нацпроектов, а стала министром экономического развития. Голикова трудилась замминистра в Минфине, а поднялась до министра здравоохранения и социального развития. А Левицкая из Минздравсоцразвития перешла на работу в МЭРТ, где в придачу к нацпроектам получила в сферу ответственности еще и земельно-имущественные отношения.

1. Руководитель Службы судебных приставов Николай Винниченко.

2. Председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов.

3. Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина.

4. Ее зам Александра Левицкая.

5. Руководитель Экспертного управления Аркадий Дворкович.

6. Помощник президента по экономическим вопросам Игорь Шувалов.

7. Глава Российского фонда федерального имущества Юрий Петров

С чем придется попрощаться, заняв премьерский пост?

Должность главы правительства — отнюдь не самая приятная. Если действительно не перераспределять полномочия между Кремлем и Белым домом, то Путину придется посвятить значительную часть своего времени тяжелым и муторным историям межведомственных согласований и всему тому, что на казенном языке называется "документооборотом".

Второй минус — весомое количество сугубо протокольных обязанностей, вроде встреч иностранных делегаций в аэропорту.

Третье — сужение внешнеполитической свободы. Если в стране есть президент, то премьера никогда не позовут ни на встречу

"большой восьмерки", ни, скажем, на саммит АТЭС. Во внешней политике премьер просто обязан быть на вторых ролях, а Путин уже давно более чем врос в роль "солиста".

После Кремля: предложений — хоть отбавляй

Наталия Антипова

Возможностей для трудоустройства после президентских выборов помимо премьерства, предложенного во вторник первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, у Владимира Путина хоть отбавляй. Но пока "о своем месте в строю" президент не говорит.

Чем ближе президентские выборы, тем больше возникает у Путина возможностей для трудоустройства. Когда стало окончательно понятно, что в выборах он, как кандидат в президенты, участвовать не будет, эксперты заговорили о создании нового госоргана, которому были бы подконтрольны все силовые структуры. Также Путина "сватали" возглавить Совбез или стать председателем Госсовета.

А когда президент с благодарностью принял предложение возглавить предвыборный список "Единой России", его стали прочить на пост лидера партии. На что Путин ответил, что он один из инициаторов создания ЕР, но, "как и подавляющее большинство граждан нашей страны", — беспартийный и менять этот статус не хотел.

В последнее время появились предположения о том, что Путин может возглавить Союзное государство России и Белоруссии. И предстоящий в конце недели визит президента в Минск, первый за долгое время, неспроста: ожидается, что именно в ходе этого визита будет подписан наконец Конституционный акт. Однако в Кремле такое трудоустройство президента называли "спекулятивными фантазиями".

Впрочем, какую бы должность ни занял после мартовских выборов Владимир Путин, объявленный ЕР национальным лидером, почти ни у кого нет сомнений, что в политике он останется номером один.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир