Власть сделала для правых все, что могла
Парламентская избирательная кампания, которую многие эксперты уже окрестили "странной" из-за отсутствия в ней существенной интриги, на самом деле вовсе не так проста, как кажется. Тот факт, что имевший совсем невеликие шансы попасть в Думу "Союз правых сил" объявлен на этих выборах чуть ли не главным врагом действующей власти с соответствующими пропагандистскими выводами, просто заставляет предположить: "Это ж-ж-ж неспроста". Тем более что сами правые включились в предложенную игру с воистину дьявольским увлечением.
По интернет-пространству бродит будоражущий воображение сатанистов всех мастей ролик под названием "Путин — дявол" (именно без мягкого знака — специально для интернет-аудитории, которая любит упрощать и коверкать слова, классический пример — "медвед" и "превед"). В художественном произведении ("Мария Гайдар и ее команда представляют") каждый кадр обрамлен пылающим пламенем, а изображение президента постоянно перебивается нумерологическими изысками вроде "ВВП х 2 = 666", а весь сеанс дьявольщины заканчивается нехитрой агиткой: "Антихрист ли этот человек — решайте сами. Но то, что в стране творится черт-те что, понятно каждому".
В том-то и дело, что непонятно. Даже после впечатляющих компьютерных картинок. И хотя некоторые эксперты предполагают, что правые таким образом отвечают на обрушившийся на них вал черного пиара (вроде расклеенных в центре Москвы листовок "Белых — гомогенизирующий лидер") и хотят довести ситуацию до абсурда, прямое обращение к симпатиям не то сектантов, не то сатанистов выглядит явным перебором. Тем более что сторонники либеральных идей более серьезного, нежели Мария Гайдар, возраста не скрывают удовольствия по поводу того, что их столь страстно обличают и из телевизора, и на страницах газет, и на заборных столбах.
— Последние десять дней активно выстраивается кампания, направленная на то, чтобы не допустить СПС в Думу, и какая-то, пусть и незначительная, часть протестного электората может из жалости взять и проголосовать за СПС, — предполагает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Шансы правых на попадание в Думу, которые сейчас невелики, в связи с подобного рода давлением увеличиваются. Я знаю достаточно много людей, которые весьма негативно относятся и к Чубайсу, и к Немцову, и к Егору Гайдару, и вообще к СПС, но в этих условиях просто не хотят давать в обиду либеральную идею.
— Для власти гораздо эффективнее было бы эту партию просто игнорировать, — добавляет политолог Дмитрий Орешкин. — А антиэспээсовская кампания создает хороший негативный пиар для партии и безусловно играет ей на руку. Я, например, даже испытываю чувство удовлетворения, что меня, оказывается, боятся, как члена СПС. Я и не думал, что мы из себя представляем такую политическую силу, которую следует прессовать.
Я вот лично давно поставил на нынешних правых крест в плане голосования — бессмысленно. Но теперь уже допускаю, что 2 декабря могу отдать голос за них. Когда кого-то слишком слабого слишком сильно бьют — это вызывает симпатию не к сильному, а к слабому. По тем же соображениям моя супруга еще пару дней назад собиралась голосовать за коммунистов: "Всю оппозицию зажали, в Думу только они пройти могут" (правда, почитала "Советскую Россию" и немедленно передумала).
А если серьезно — усиление давления на партии, которые объявили себя противниками "диктаторского режима" и "культа личности", может решить сразу две проблемы, стоящие перед организаторами выборов: повысить явку за счет протестного электората, который раньше голосовал "против всех", и раздробить его голоса, потому что далеко не все либералы из чувства протеста готовы идти голосовать за коммунистов. Я лично не готов. Вот только ложку дегтя добавляет ежедневное появление на государственном телеканале Никиты Белых (весь в белом на черном фоне), который на всю страну рассказывает, как его обижают. Если бы давили по-настоящему — не показывали бы. Да и клип про "дявола", вполне оскорбительный для православного, из интернета не выковыривают. Хотя эта задача, прямо скажем, посложнее будет.
А еще, глядя на нынешнюю избирательную кампанию, закрадывается подозрение, что она помимо прочего решает важнейшую социологическую задачу: определяет размеры протестного электората и тестирует подлинное состояние гражданского общества. Потому что после подсчета голосов станет по-настоящему ясно: сколько у нас левых, сколько правых, кто за "Марш несогласных", а кто за единство с Путиным. И кто настолько с ним согласен (не согласен), что готов ради этого даже прийти на избирательный участок.
Дьявол таится в бутылке
Петр Образцов
Тот факт, что число 1998 представляет собой число зверя 666, умноженное на 3, безусловно, свидетельствует об участии дьявола в политической жизни России. И это далеко не единственный пример. Вовсе не случайно стоимость пол-литровой бутылки водки в 60—70-е годы прошлого века была равна 2 рубля 87 копеек, а стоимость "чекушки" — 1 рубль 49 копеек. Можно утверждать, что эти цены установил не Госплан, а точно черт! Недаром 1,49 в степени 2,87 (1,492,87) равно 3,141... т.е. числу "пи" с точностью до четвертого знака!