Хозяин Тихого океана
В 70-е годы весь Мировой океан "поделили" между собой начальники трех крупнейших пароходств страны - Черноморского, Дальневосточного и Балтийского. "Зоной ответственности" Валентина Петровича Бянкина был Тихий океан, моря Юго-Восточной Азии. Любое советское судно, пришедшее в его зону, подчинялось указаниям этого невысокого ростом, легкого и быстрого человека, чуть похожего на японца. Происходил он из орочей - малой народности на юге Хабаровского края.
Говорят, орочи дали стране одного-единственного моряка. Но какого! В 24 года Валентин - самый молодой капитан пароходства. Потом с должности капитана сразу шагнул в руководители огромного хозяйства, насчитывающего 60 тысяч работников. Казалось, работой он только и жил. Приезжая во Владивосток, я заставал его в рабочем кабинете и в будни, и в выходные. Приготовив своим домочадцам завтрак, Бянкин ранним утром отправлялся на свой "капитанский мостик" - в здание на улице 25-го Октября.
Это был уникальный человек. Казалось, он цепко держал в памяти всю карту мира, знал, где находится каждое из 240 судов пароходства. По имени и отчеству знал всех капитанов (около трехсот человек).
Особенно отличился Бянкин во время минной блокады советских судов в портах Вьетнама в 1972 году. Все его решения были признаны Москвой единственно верными.
Была у Бянкина одна простительная слабость. Он по-провинциальному любил артистов. "Вы знаете, кто тут у меня недавно сидел на вашем месте? Кобзон Иосиф. Пришел познакомиться".
С приема, устроенного для молодого Кобзона, все и началось. Валентин Петрович впервые сорвался на питии. А между тем орочи физиологически мало приспособлены к спиртному. Да много он и не пил - малого было достаточно. Однажды пригласил меня на обед в ресторан "Москва". И после трех рюмок коньяка вдруг запел на весь зал "Подмосковные вечера". С трудом удалось уговорить его петь в другом месте.
...На днях я позвонил своему давнему знакомому, бывшему министру транспорта России Николаю Петровичу Цаху, попросил дополнить мои воспоминания о Бянкине.
- Я считаю Валентина Петровича своим лучшим учителем и всегда буду ему благодарен. Но были доброхоты и завистники, особенно в Москве, которые, зная его слабость, всячески пытались воспользоваться этим. Кляузничали за его спиной. Их стараниями он не получил звания Героя Социалистического Труда, к которому был представлен за успешную работу на вьетнамском направлении. Такую несправедливость пережить было трудно...
...В тот приезд в Москву в связи с юбилеем Морского Флота СССР Валентину Петровичу поручили зачитать приветствие от лица всей отрасли в адрес ЦК и Совмина как начальнику лучшего пароходства. "Доброхоты" накануне вечером сделали свое дело. На торжественном вечере Бянкин не появился: его заперли в номере гостиницы "Россия".
Так закончилась эта блистательная карьера. Впрочем, талант Бянкина очень быстро проявился в другой сфере. Он стал сотрудником "Союзморниипроекта", написал три книги, защитил диссертацию, стал доктором географических наук. Поехал в Ленинград получать престижную медаль Дежнева за достижения на научном поприще. Перед этим попросил меня: "Поговорите с министром. Пусть мне дадут самое захудалое пароходство. Я сделаю его лучшим, уверен". Увы, вернуть прошлое было невозможно.
Жить без любимого дела он не мог. И, видимо, не хотел. В тот трагический вечер на борту научно-исследовательского судна в Ленинграде Валентин Петрович Бянкин добровольно ушел из жизни.