Всеобщий интерактив
Новые технологии диктуют свои правила игры. Два французских телеканала решили интегрировать интернет-сервис "видео по запросу" в телеэфир. Теперь их зрители смогут сами выбирать, что смотреть. Телевизор еще больше станет похож на компьютер. Однако эксперты считают, что менеджмент каналов столкнется с массой трудностей: им нужно будет договориться со всеми игроками рынка, а также инвестировать средства в новое оборудование.
"Видео по запросу", как и интернет-телевидение или спутниковое ТВ, - это битва вкусов", - говорит Николя де Таверно, президент совета директоров телеканала M6. Война уже началась. Быстрое распространение сервиса "видео по запросу" и интерактивного видеопродукта на всех каналах (в этом случае зритель голосует за фильм, который хочет смотреть вечером) обострило конкурентную борьбу за зрителя. Интернет объединился с телевидением: большинство телеканалов инвестировали средства в разработку сервиса интерактивного видео. К примеру, Canal+ зарегистрировал 5 миллионов обращений к сервису "видео по запросу" с тех пор, как этот сервис был создан, и продал эту услугу 200 тысячам подписчиков. Canal+ анонсировал премьеру нового сервиса - интерактивных программ на начало сентября.
Телеканал M6 "вступит в битву за потребителя уже в начале 2008 года", говорит Николя де Таверно. Этот ажиотаж связан с программной политикой каналов и с уменьшением доходов от рекламы. Более того, этот платный сервис позволит сократить время, которое проходит между выходом фильма на широкий экран и показом его по телевидению.
Вкладывая ежегодно по 140 миллионов евро во французский кинематограф, Canal+, без сомнения, является лидером рынка. Рудольф Белмер, генеральный директор Canal+, утверждает: "Интеграция новых технологий в телевидение, произошедших или не имеющих отношения к "видео по запросу", в любом случае отразится на медиа-рынке". Он планирует развить услуги и "видео по запросу", и интерактивного выбора фильмов.
Впрочем, кинокомпании и прокатчики выступают против этой инициативы. "Мы не считаем, что введенный нами принцип интерактивного выбора фильма может сказаться на продажах DVD", - уверен Рудольф Белмер. Тем не менее с приходом этого сервиса в каждый дом временной лаг между выходом в широкий прокат и на телеэкраны может сократиться до полугода. Сейчас через 6 месяцев во Франции выходят DVD с новинкой проката. Каждый хочет защитить свои интересы. "Если фильмы или даже программы кто-то видел до того, как они появились на нашем канале, зритель покупать их не будет, да и мы воздержимся", - говорит директор канала M6.
Это высказывание вызывает крайне негативную реакцию всех представителей кинобизнеса. "Все упирается в то, кто и сколько готов заплатить за право первого показа", - замечает Жан-Ив Мирски, председатель Ассоциации производителей цифрового видео. "Мы готовы обсуждать возможность краткого просмотра фильмов в кинопрокатах или музыкальных магазинах, но предоставлять анонсы и даже части фильма телеканалу бесплатно и безо всяких гарантий - это уже выше наших сил", - восклицает Фредерик Голдсмит, представитель Ассоциации кинопроизводителей. "Безусловно, этот сервис принесет дополнительную прибыль Canal+, это прежде всего наверстывание пробелов, так они хотят получить дополнительные доходы от телесмотрения в прайм-тайм", - говорит Фредерик Голдсмит. Ему отвечает Рудольф Белмер: "Во время технологической революции все правила перестают действовать".
Проблема состоит еще в том, что по технологическим характеристикам спутниковый, то есть зашифрованный, канал не может полностью использовать сервис "видео по запросу". Ассоциация производителей цифрового видео готова идти на уступки, она не хочет "мешать развитию этого сегмента телерынка, но она обязана дать возможность желающим воспользоваться благами новых технологий", говорит Жан-Ив Мирски.
Для Canal+ главная цель - интеграция операторов телекоммуникаций и интернет-провайдеров в аудиовизуальном секторе. Для телеканала будет лучше объединиться с этими игроками, чем конкурировать. Canal+ хочет как можно скорее договориться со всеми производителями видео и кинокомпаниями. "Но принятие решения займет какое-то время", - предупреждает Фредерик Голдсмит.