Катастрофа в Керченском проливе: За день утонуло пять кораблей

В воскресенье Керченский пролив стал настоящей ловушкой для танкеров и сухогрузов. С утра один за другим суда уходили на дно. Сигналы бедствия корабли подавали и с украинской, но главным образом - с российской стороны пролива. Точно известно о двоих погибших.
В воду попали десятки тысяч тонн мазута и серы. Их относит течением в сторону Украины. В воскресенье специалисты уже объявили об угрозе экологической катастрофы.
Все началось в 4.55. Танкер "Волганефть-139", перевозивший мазут, разломился надвое. Из него в пролив вылилось 2 тысячи тонн мазута. Экипажу удалось перебраться на корму. 4 часа спасатели не могли подобраться к морякам. Их подобрали только в 14 часов. Дальше корабли тонули один за другим.
В 10.25 ушел на дно сухогруз "Вольногорск". На его борту находилось 2436 тонн серы. Следом - через час исчез сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы. 11 человек его экипажа снесло в море. Удалось спасти шестерых. К середине дня стало известно, что в проливе сорвало с якоря баржу "Деметра" с 3 тысячами тонн мазута. Ее несло к косе Тузла. Чуть позже начальник морской администрации порта Новороссийск Владимир Ерыгин заявил, что рядом сели на мель два судна под грузинским и турецким флагами. Еще один корабль - "Хаш-Измаил" пошел ко дну в Севастополе. Погибли двое человек из экипажа, еще один пропал без вести. В украинских водах затонул сухогруз "Ковель", 11 человек экипажа удалось спасти.
Врачи "скорой помощи" были первыми, кто встречал на берегу спасенных моряков.
- Экипаж "Вольногорска" заметили с берега и вызвали нас, - рассказала "Известиям" фельдшер Таманской станции "Скорой помощи" Виктория Москаленко. - Когда мы приехали на берег, то увидели измученных людей, которые не могли понять, что с ними произошло. Только на некоторых членах экипажа были надеты спасательные жилеты, в основном моряки были в майках и рубашках. Судя по всему, судно пошло на дно очень быстро, и моряки находились в шоке. Они даже не могли разговаривать, речь была очень заторможенной. У всех - обморожение первой степени. Их одели, накормили. Состояние их здоровья не вызывает опасений, скорее всего завтра-послезавтра они смогут покинуть больницу.
Причиной такого кошмара стал шторм: волны высотой 6 метров и ветер скоростью 35 метров в секунду. Вчера погода только ухудшалась с каждым часом. В такой обстановке практически невозможны работы по очистке акватории от мазута и серы. Серу перевозили в гранулированном виде, и поэтому она с водой в контакт не вступит. С мазутом сложнее.
- Свойства мазута таковы, что только 30% опускается на дно, остальное находится на поверхности воды, - рассказал "Известиям" Владимир Ерыгин. - Судя по ветру, разлившийся мазут может прибить к берегу, тогда собрать его будет легче.
Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь уже назвал происходящее серьезной экологической проблемой и заявил, что восстановительные работы могут занять несколько лет. Новороссийская транспортная прокуратура приняла решение о возбуждении уголовного дела по факту загрязнения окружающей среды. По предварительной информации, среди виновников могут оказаться капитаны и владельцы судов. Штормовое предупреждение капитаны судов дважды получали еще в субботу. Но предупреждающих катастрофу действий предпринято не было.
- Будет выясняться, соблюдались ли капитанами пострадавших судов правила судовождения в условиях шторма, - заявила "Известиям" старший помощник прокурора Южной транспортной прокуратуры Елена Великова. - Есть версия, что к такому шторму танкеры не приспособлены по своим конструктивным особенностям. Проверим состояние судов, и если выяснится, что оно оставляло желать лучшего, то тогда, не исключено, будут вопросы к судовладельцам.