Черноморью мало кадров

Все больше российских туристов предпочитает проводить свой отпуск на отечественных южных курортах, и это уже тенденция. Основной причиной перемен эксперты считают продолжающийся рост доходов россиян. В недорогие пансионаты и частные гостиницы поехали даже бывшие "дачники" - те, кто раньше в летних соцопросах составлял внушительную группу "проведу отпуск на даче". Да и в целом путешественники все чаще выбирают частные мини-отели, а не крупные санатории и пансионаты, пусть и со свежим евроремонтом.
Экономическая привлекательность межсезонья
По данным департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, в прошлом году на курортах края отдохнули порядка 11-12 млн человек. В нынешнем году количество отдыхающих до конца года вырастет до 15 миллионов человек - такую цифру назвал вице-губернатор Краснодарского края Евгений Муравьев на сентябрьской конференции Организации черноморского экономического сообщества, которая прошла в Геленджике. По его словам, рост туристического потока в этом году составит более 20 процентов по сравнению с прошлым годом.
Сейчас уже с полной уверенностью можно говорить, что на Черноморское побережье вернулось понятие "бархатный сезон". Количество туристов в сентябре - начале октября значительно увеличилось по сравнению с прошлым годом. Растет интерес и к отдыху в межсезонье.
- Общий поток в межсезонье, конечно, сокращается процентов на тридцать, - говорит руководитель департамента комплексного развития курортов Краснодарского края Юрий Пожидаев. - Однако и в этот период к нам едут все больше туристов - за счет того, что санатории и пансионаты продают свои путевки по более низким ценам. Так, если летом путевка стоит три тысячи рублей, то в межсезонье она уже обходится в одну тысячу.
Отдыхающие разделились на классы
Как утверждают представители туристического бизнеса, практически стабильный ежегодный прирост отдыхающих на Черноморском побережье составляет 20 процентов. Принципиально ситуация с притоком российских туристов на курорты Краснодарского края не изменилась.
- Вместе с тем сегодня можно смело говорить о произошедшем качественном изменении спроса на отдых, - говорит президент туристической компании "РВБ-Алеан" Андрей Уманский. - Если раньше наибольшей популярностью пользовались гостиницы и пансионаты средней ценовой категории, то в настоящее время спрос пошел по двум разным направлениям. Отдыхающие теперь, скорее, интересуются либо дорогими гостиницами, с классом обслуживания в четыре-пять звезд и с сервисом хорошего уровня, либо дешевыми, что называется, бюджетными объектами размещения.
Основной причиной таких перемен эксперты считают продолжающийся рост доходов россиян. В недорогие пансионаты и частные гостиницы поехали бывшие "дачники", то есть та категория россиян, которая в предыдущие годы вообще не выезжала на курорты, составляя в традиционных социологических опросах внушительную группу "проведу отпуск на даче". Дорогие же гостиницы пользуются спросом у туристов, которые уже не раз отдыхали за границей и теперь возвращаются на родные пляжи.
Пока Геленджик не стал элитарным
Особенно динамично сегодня развивается черноморский курорт Геленджик - раскинувшийся на берегах бухты-подковы город и несколько поселков: Кабардинка, Дивноморское, Джанхот, Прасковеевка, Бетта, Архипо-Осиповка. По словам мэра Геленджика Сергея Озерова, курорт посещает более двух миллионов туристов в год, а после завершения строительства аэропорта в городе количество туристов значительно возрастет.
- На сегодняшний день отдыхающих у нас принимают 180 отелей и пансионатов и более пятисот частных мини-гостиниц, - рассказывает мэр Геленджика Сергей Озеров. - Активно идут работы по реконструкции санаториев и домов отдыха, строятся новые гостиницы высокого уровня и частные мини-отели. Местные предприниматели уже перестали опасаться вкладывать деньги в развитие бизнеса. Но при этом курорт еще не стал элитарным: спектр гостиничного размещения очень разный - это может быть как комфортабельный номер в пятизвездочном отеле, так и просто комната в новом доме.
Глядя из отеля
Вместе с тем, как отмечают и сами руководители гостиниц, главная беда наших курортов сегодня - это качество обслуживания.
- Самая большая проблема - это нехватка кадров, - говорит генеральный директор курортного комплекса "Надежда" Григорий Ольшанский. - И не потому, что не хватает людей - люди есть, но нет специалистов. Вот поэтому нам и приходится самим заниматься обучением персонала.
В этом смысле небольшие частные гостиницы выигрывают в соревновании с пансионатами. Сервис в них - на более высоком уровне: ведь хозяин в буквальном смысле заинтересован в каждом клиенте. А в санаториях и пансионатах со свежим евроремонтом туриста порой встречают не приветливой улыбкой, а с порога знакомят его со сводом правил, которые предписано выполнять отдыхающему. Поэтому сегодня туристы чаще выбирают не пансионаты советских времен, а современные мини-отели - кстати, выгодно отличающиеся не только уровнем сервиса, но и своими ценами.