С кем Путину работать в паре?
Владимир Путин, согласившись возглавить предвыборный список "Единой России", определил судьбу этой партии и - отчасти - свою собственную. Но при этом добавил неопределенности многим другим ключевым факторам. Какой теперь будет следующая Госдума, выборы в которую по сути превратились в референдум доверия президенту? И останется ли вообще работа будущему главе государства при Путине-премьере?
1. Кто теперь пройдет в Думу?
С самой "Единой Россией" все понятно - ей гарантировано если не конституционное большинство (две трети парламента), то около того. Больнее всего решение Путина ударит по "Справедливой России". Статус "партии, поддерживающей президента", ею безвозвратно утрачен - он более чем внятно показал, что в ее поддержке не нуждается. Между тем еще относительно недавно "эсеров" звали "второй ногой" "партии власти", у них, безусловно, была серьезная группа поддержки во властных и околовластных структурах. Но, выходит, она потерпела поражение.
Что касается ЛДПР и КПРФ, то у них электорат достаточно стойкий для того, чтобы равнодушно отнестись к сенсациям, подобным объявлению "тройки" ЕР. А вот и без того слабые шансы партий правого спектра становятся еще более призрачными - несмотря на идеологическую разницу с ЕР, часть их электората вполне готова пойти туда, куда пойдет Путин.
2. В чем теперь смысл думских выборов?
Возглавив список ЕР, Путин дал понять, что может стать премьером, он как бы объяснил: все хорошо, я гарантирую, что никаких потрясений не будет. А значит, может сделать вывод рядовой избиратель, ходить голосовать 2 декабря не обязательно, лучше заняться предновогодними покупками - и так все ясно. Так что теперь должна начаться массированная борьба за повышение явки - как сторонников, так и оппонентов ЕР. Последним высокая явка дает лишние шансы заполучить тех, кто "протестует дома". Если их как-то расшевелить, то они придут голосовать - и не за "Единую Россию".
3. Каким должен быть будущий президент?
Путин, говоря о том, может ли он стать премьером, поставил два заведомо выполнимых условия: победа ЕР на выборах и появление в марте 2008 года нового дееспособного главы государства. Но, похоже, главный критерий, которому должен соответствовать будущий президент, так это, по словам Путина, быть человеком, "с которым можно было бы работать в паре". И уже не нужно никаких объяснений для того, чтобы понять, кто в такой паре будет ведущим, а кто - ведомым.
Безусловно, Путин прямо или косвенно предложит на этих выборах своего кандидата, однако его уже не будут воспринимать как "преемника". Какой была одна из главных политических угроз предстоящего политического сезона? Многие высокопоставленные источники "Известий" говорили: нельзя раньше времени называть имя будущего президента, иначе все тут же побегут "строиться" под него. Теперь же этот риск сведен к нулю - "строиться", кроме Путина, не под кого. Такого эффективного выхода из, казалось бы, неминуемого со временем статуса "хромой утки", пожалуй, еще никто не находил.
4. Останется ли в таком случае работа для будущего президента
Премьер может быть и политическим лидером, и моральным авторитетом, и главой думского большинства, но все же есть вещи, которых он не может. Например, все силовые министры находятся в подчинении не у премьера, а у президента (такое решение Борис Ельцин принял в 1994 году). А силовики, как ни крути, это все же сила, и подобное разделение центров власти - полномочия у одного, сила у другого - создает предпосылки для двоевластия. Однако на сегодняшний день почти все силовики - люди из ближнего круга президента, в преданности которых он уверен. Более принципиальный момент: премьер серьезно ограничен в вопросах дипломатии. А это, как известно, один из козырей Путина. Впрочем, общаясь с канцлером Германии, например, мало кто вспоминает о том, что в этой стране есть еще и президент. Рецепт такого отношения - парламентская республика, фактическим руководителем которой является глава правительства. Может, как раз для этого пригодится конституционное большинство в следующей Думе?
Отпуск президенту не положен
Вот какое разъяснение дали "Известиям" в правовом управлении Центризбиркома:
Конституция и федеральные законы разрешают президенту быть кандидатом в депутаты Госдумы, в том числе возглавлять общефедеральную часть списка кандидатов. Такое же право предоставлено иным лицам, замещающим госдолжности.
Согласно пункту 6 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие президента в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты Госдумы не препятствует осуществлению им своих полномочий. Аналогичное положение распространяется и на упомянутых выше "иных лиц".
Теперь обратимся к закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Исходя из части 2 статьи 46, президент не обязан уходить в отпуск в связи с регистрацией кандидатом в депутаты Госдумы. При этом зарегистрированные кандидаты, находящиеся на госслужбе (а не замещающие государственную должность), на время их участия в выборах депутатов Госдумы освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В соответствии с частями 21 и 22 статьи 85 зарегистрированный кандидат, избранный в Госдуму, имеет право отказаться от получения депутатского мандата, сохранив свой статус кандидата в федеральном списке кандидатов.
А из части 3 статьи 37 следует: ничто не препятствует принятию политпартией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина России, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о своем на это согласии.
А ведь предсказывали!
Георгий Ильичев
Эксперты "Известий" разгадали план Путина, но не смогли до конца в него поверить
"Выборы в Думу выиграет Владимир Путин" - таким был заголовок январского Политклуба "Известий" (отчет о его заседании был опубликован еще 26.01.07). Конечно, это не было абсолютно точным предсказанием событий минувшего понедельника, но сценарий, при котором действующий президент возглавит список "Единой России" на выборах в Госдуму, а после окончания своих полномочий займет пост премьер-министра, обсуждался не раз.
Большинству экспертов этот сценарий казался слишком простым и чересчур радикальным. Когда директор Института политических исследований Сергей Марков (вступивший на днях в ЕР) говорил о неминуемой победе Путина, он имел в виду, что замысел главы государства (дееспособный парламент) воплотят в жизнь "два механизма, созданных для голосования за него на непрезидентских выборах: "Единая Россия" и "Справедливая Россия".
Столь же прозорлив был на январском Политклубе и президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов: "Возможно появление двух "паровозов", тянущих одну партию, которая будет называться "Единая Россия". Если это будут президент и его преемник, то они помогут ей преодолеть планку 45% и потащат ЕР за 50%, ближе к 55%, а это уже почти наверняка конституционное большинство".
Другую часть президентского плана - возглавить после ухода из Кремля правительство и сделать именно его главным центром управления страной, в экспертном сообществе обсуждали еще лет пять назад. Было разработано даже несколько планов конституционной реформы. Они не понадобились, глава государства осуществил то, что задумал еще до прихода в Кремль: поставил на ключевые посты в государстве (премьер-министр, председатели обеих палат парламента, руководители всех силовых ведомств) "правильных людей". То есть тех, кому он лично доверяет и с кем давно поддерживает неформальные отношения. Это позволяет Путину сменить со временем Виктора Зубкова без опасения, что вертикаль власти накренится.
"Известия" такой вариант развития события тоже видели. 12 марта один из авторов Конституции Сергей Шахрай писал на странице "Мнения и комментарии": "...потенциал премьерской должности, заложенный в Конституции, до сих пор не раскрыт. Линейка вариантов достаточно длинна: от превращения премьера в техническую фигуру, когда исполнительной властью по факту начинает руководить президент, до усиления полномочий в стиле западногерманского канцлера, когда реальной властью обладает премьер, а президент сосредоточивается на представительских функциях".
Еще один ключ к замыслу Путина был найден во время коллизии с назначением в правительство тестя и зятя (Виктора Зубкова и Анатолия Сердюкова). Покопавшись в законодательстве, мы обнаружили, что внутри него сокрыто немало возможностей для изменения властной конфигурации без переписывания Конституции.
Эту идею 27 сентября развил редактор отдела экономики "Известий" Андрей Реут в материале "Это вам от дяди Вити!": "Ведь это очень просто: Виктор Зубков становится президентом, Владимир Путин - премьером, и свежереформированное правительство работает на радость народу. А через 4 года, глядишь, можно будет и обратно поменяться. Народ точно против не будет".
Сегодня этот сценарий кажется "очевидным на уровне проглатывания", как выражается еще один член Политклуба Дмитрий Орешкин. Кстати, на последнем нашем заседании он предрек: "Путин еще вытащит нам кролика из шляпы", то есть неведомую сегодня никому кандидатуру нового президента. Есть все основания считать, что так и будет: о предыдущих шагах президента задумывались все, но до конца их не додумал никто - посмотрим, какова судьба наших сегодняшних догадок.
В ход идут одни старики
Владимир Прохоров
Возможно, нынешние выборы войдут в историю как самые популистские по риторике, исходящей от подавляющего числа партий, в них участвующих. Конъюнктура определила и главную цель претендентов в Думу. Идет охота за голосами пенсионеров, охота на стариков. Вот оно, последнее достижение наших избирательных технологий.
Стремление заручиться поддержкой людей старшего поколения понятно. Пенсионеры ходят на выборы, следят за политикой и едва сводят концы с концами. Отсюда нехитрый посыл: давайте поманим их раем "социальной справедливости", пообещаем в разы увеличить пенсии - и их голоса станут нашими.
На этом поле популизма играет КПРФ, что в общем-то понятно. Российские левые с самого начала апеллировали не только к абстрактным "людям труда", но и к вполне конкретным пенсионерам. Как правило, это давало определенный эффект. Хотя бы потому, что на фоне реформ 90-х годов у пожилых людей обострилась ностальгия по временам, когда на вывеске государства было написано: "Старикам у нас почет".
Правда, сегодня и СПС активно развернулся на левом фланге. Переступив через свой ядерный электорат, он непостижимым для ума прежде сочувствовавших ему избирателей перенял у классических левых их риторику и отчасти идеологию и внес свою лепту в раскручивание популистской истерии.
"К сожалению, СПС фактически отрекся и от правой идеологии, которая подразумевает использование экономических рычагов для снятия социального напряжения, а не игру на его повышение ради сиюминутных политических целей, - говорит один из лидеров партии "Гражданская сила" Александр Рявкин. - К тому же "старые правые" пошли на прямой обман, оставив в своей программе обещание "достойной жизни" для пенсионеров и удалив из нее содержательную часть своего проекта пенсионной реформы".
Речь идет об увеличении пенсионного возраста на 10 лет. Это - пункт в предвыборной программе СПС, который был из нее изъят в самый последний момент. СПС счел нужным скрыть свои планы, что технологически выглядит целесообразно. Однако только подтверждает его стремление еще раз обмануть стариков.
Сегодня так делают многие. Просто и эффективно: вместо конкурса проектов решения проблем организован аукцион безответственных обещаний, ответственность за которые, как всегда, ляжет на власть... Голоса политических сил, призывающих сохранять достоинство, заглушает шум, царящий на аукционе по распродаже голосов пенсионеров.
Партийные брокеры стараются перекричать друг друга, ажиотаж нарастает.
Кто больше?