Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Загоним Европу в российскую колею

Россия пустит новую железнодорожную ветку по европейским странам. Наша "широкая" колея пройдет через Украину и Словакию в Австрию. Зачем это нужно? Чтобы еще больше и быстрее доставлять грузы с востока на запад. Европа "за", потому что так дешевле будет везти сырье и китайский ширпотреб. Зато Америка против. Ведь вместо нефти и газа мы, по их мнению, столь же быстро можем провезти танки и бронетехнику.
0
Россия пустит новую железнодорожную ветку по европейским странам (фото: Getty Images/Stephen Tasker)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия пустит новую железнодорожную ветку по европейским странам. Наша "широкая" колея пройдет через Украину и Словакию в Австрию. Зачем это нужно? Чтобы еще больше и быстрее доставлять грузы с востока на запад. Европа "за", потому что так дешевле будет везти сырье и китайский ширпотреб. Зато Америка против. Ведь вместо нефти и газа мы, по их мнению, столь же быстро можем провезти танки и бронетехнику.

Всем известно, что в Европе поезда ездят по так называемой "узкой" колее - 1435 мм, а в России по "широкой" - 1520 мм. Наши туристы, которые выбирают поезд, чтобы попасть на отдых в европейские страны, вынуждены мириться с долгой и нудной процедурой замены вагонных тележек. Еще хуже ситуация с грузовыми вагонами, которые надо приспосабливать под замену. Тем не менее все к смене колеи так или иначе приспособились.

Но теперь у европейцев появится новая дорога, по которой их поезда ездить не смогут. На Украине и в Словакии такие пути остались с прежних времен, осталось построить их в Австрии. Наши железнодорожники долго думали - как это сделать. Можно было проложить совершенно новую ветку (это дороже), но был и другой вариант: пустить третий рельс, который шел бы параллельно уже действующей дороге на определенном расстоянии. Но тут возникли сложности со стрелками и проводами. В общем, решили строить полностью новую ветку.

Главный вопрос - зачем? Ведь не о мировом же господстве российских стандартов мечтают в РЖД? За огромные деньги показать Европе, как ездят у нас в России. Нет, все гораздо прозаичнее. Грузопотоки с востока на запад постоянно растут, и Китай пока еще не придумал способа обойти Россию на пути своих товаров на Запад. Да и в российских грузах недостатка не будет. Нефть, лес, уголь, металл - Европа давно уже зависит от нашего сырья. Так что идея эта вполне коммерческая, и расходы на нее поделят все участники, в том числе и западные.

Европа не против. Но здесь не только бизнес, но и большая политика. США усмотрели-таки претензии на мировое господство не только у РЖД, но и у их суверена - России. "Они боятся, что мы тогда наши танки будем быстрее к границам НАТО доставлять", - не скрывают улыбки в российской компании.

Между тем проект уже совсем близок к реализации. Впервые глава РЖД Владимир Якунин заговорил о намерении соединить восток и запад еще одной веткой, причем по российским стандартам, в прошлом году. А уже с мая этого года начались переговоры с возможными партнерами и подготовка экономических обоснований. Конечным пунктом была намечена Австрия. Вариантов маршрута первоначально было три. Но на днях, после успешных переговоров в Словакии, остался один - Россия - Украина - Словакия - Австрия.

"На наш взгляд, этот проект в наибольшей степени удовлетворяет не только интересам всех партнеров, но и интересам развития транспортных связей всей Европы", - заявил "Известиям" Михаил Гончаров, пресс-секретарь президента ОАО "РЖД". Подтверждением этого могут служить в том числе и планы по постройке новых логистических центров в Вене и Братиславе. "Сегодняшние и перспективные грузопотоки с участием российских железных дорог позволяют говорить о том, что этот проект будет окупаемым", - уверены в РЖД.

Затраты предстоят немаленькие - по предварительным прикидкам, до $2 млрд. "Говорить о распределении расходов можно будет после того, как будет готово технико-экономическое обоснование проекта", - объяснил представитель РЖД.

Интересно, что этот чисто коммерческий проект мирно сосуществует с попытками Евросоюза обойти Россию при транспортировке сырья. "Известия" не раз уже писали о том, как ЕС ограничивает инвестиции из нашей страны, не дает нашим компаниям вкладывать деньги в инфраструктурные проекты. Но получается, что при наличии взаимного интереса всегда можно договориться.



Откуда взялись разные стандарты

Одна из первых дорог в России между Санкт-Петербургом и Москвой, которая получила название Николаевская, была построена по "широким" стандартам с колеей 1520 мм. С тех пор по всей Российской империи начали прокладывать ветки именно с этими параметрами. Досталось таких железных дорог и Финляндии, и Прибалтике, и даже дружественной Монголии. Правда, в Финляндии сохранился дореволюционный вариант - в 1524 мм. Но эта разница незначительна, и переоборудования поездов при въезде из стран бывшего Советского Союза не требуется. Точно такая же колея проложена и во всех метрополитенах России и стран СНГ.

Но в большинстве европейских стран железные дороги строили по стандарту первой английской пассажирской линии, колея у которой была 1435 мм. Разница в 8,5 см слишком велика, чтобы поезда могли продолжить движение. Поэтому всем составам, пересекающим границы, приходится либо полностью менять тележки под вагонами, либо использовать вагоны с изменяющейся шириной колеи (что очень дорого), или же просто перегружать пассажиров и грузы.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...