Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Этнические конфликты деньгами не погасить

Последнее выступление президента Ингушетии Мурата Зязикова совпало с очередным зверским убийством. В г. Карабулак, население которого в советские годы почти на 90% состояло из русских, ночью расстреляли семью учительницы Веры Драганчук. Зязиков попросил не искать националистическую подоплеку в этих событиях. После чего во вверенной ему республике произошел еще ряд терактов, погибло несколько милиционеров и сотрудников ФСБ.
0
Георгий Бовт
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Последнее выступление президента Ингушетии Мурата Зязикова (на пресс-конференции в Москве на прошлой неделе) совпало с очередным зверским убийством. В г. Карабулак, население которого в советские годы почти на 90% состояло из русских, ночью расстреляли семью учительницы Веры Драганчук. Зязиков попросил не искать националистическую подоплеку в этих событиях. После чего во вверенной ему республике произошел еще ряд терактов, погибло несколько милиционеров и сотрудников ФСБ.

Аргументация Зязикова понятна: террор исламистов именно против славян (в июле убита другая русская учительница - Людмила Терехина, а на ее похоронах устроен взрыв) может сорвать разрекламированную программу возвращения русских в республику. До всех постсоветских кавказских войн в Ингушетии из полумиллиона человек 12% составляли русские, компактно проживавшие в Сунженском, Малгобекском районах и г. Карабулак. По последней переписи, русских осталось не более 5,5 тысячи, по другим данным - две с небольшим. Власти Ингушетии понимают: без русских экономика республики (она в последней пятерке беднейших регионов страны) загнется окончательно. На программу возвращения 200 русских семей до 2010 г. выделено около 12 млн рублей. Однако в нынешних условиях тлеющего исламистского террора перспективы осуществления такой программы сомнительны.

Всякие аналогии относительны, но не просматриваются ли хотя бы некоторые общие черты между нынешней Ингушетией и, скажем, Косово: что будет, если начать там форсированно проводить политику "возвращения сербских семей"? Или возвращать в Зимбабве белых поселенцев, которых не успел вырезать режим Мугабе и которым удалось бежать. Ведь экономика бывшей Родезии держалась именно на белых. Или бывших французских поселенцев начать возвращать в Алжир. А греков-киприотов - в турецкий Северный Кипр. А израильских поселенцев - не выселять из сектора Газа.

Ингушетия не сектор Газа и точно не Зимбабве. Ингушетия - не колония России: 236 лет назад она добровольно вошла в состав империи, и в течение большей части ХХ в. с русскими там уживались вполне мирно. Но это не дает оснований игнорировать сегодня факт наличия в Ингушетии (как и практически во всех национальных республиках Кавказа) моноэтнических образований, откуда русских насильно выдавили или выдавливают. Даже в относительно стабилизированной Чечне остались всего 30 тысяч русских, и никто, между прочим, сейчас благоразумно не форсирует программу массового возвращения уехавших оттуда под кадыровские гарантии.

Ситуация моноэтнических образований требует гораздо более гибкого подхода, нежели простое бюджетное финансирование переезда русских и имплантация их внутрь не всегда дружественного окружения. Нельзя, затратив некоторое количество денег, взять и открутить стрелки часов назад, в "славное" советское прошлое. В свое время даже такой "мастер" межэтнических отношений, как маршал Тито, отказался от форсированного возвращения сербов в Косово после того, как в годы Второй мировой войны их "вычистили" оттуда албанцы. Против некоторых исторических и демографических тенденций не попрешь даже с очень большим мешком денег. Иногда нужны историческая пауза и возвращение к проблеме с качественно новых позиций.

Мне кажется, программа возвращения русских в ту же Ингушетию, чтобы ее не дискредитировать окончательно, должна быть пересмотрена. Акцент - на политической стабилизации в республике. Затем, вероятно, стоит рассмотреть вопрос об возвращении к практике русских поселений (для начала). Возможно, это будут компактные анклавы, некие аналоги казацких поселений, возможно - зоны свободного предпринимательства, точки будущего экономического роста всей республики (и региона), подающие привлекательный пример. В сегодняшних условиях это не должны быть одиночки - учителя и врачи, которым дали денег на дом и поместили внутрь ингушского села, вооружив вместо более приличествующего для таких мест казачьего набора благодушным, но бессмысленным набором слов относительно всепобеждающей силы дружбы народов и межнационального братства.

Комментарии
Прямой эфир