Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кредит недоверия

После нашумевшего скандала с банком "Русский стандарт", в Красноярском крае усилился надзор за деятельностью кредитных учреждений. И, хотя акция организована по инициативе Генпрокуратуры, проверки проводит региональное управление Роспотребнадзора.
0
Сегодня кредит можно взять для приобретения чего угодно
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После нашумевшего скандала с банком "Русский стандарт", в Красноярском крае усилился надзор за деятельностью кредитных учреждений. И, хотя акция организована по инициативе Генпрокуратуры, проверки проводит региональное управление Роспотребнадзора. Специалисты управления рассчитывают, что эти действия принудят все банки работать в одинаковых условиях. Между тем эксперты утверждают, что действия надзорных структур могут навредить всей системе кредитования, так как приведут к спаду активности заемщиков. А по самым смелым предположениям, такая активность не случайна, и, скорее всего, проверки организованы для того, чтобы огрехи финансистов использовать затем в предвыборных играх.

Генеральная прокуратура инициировала проверку всех банков, работающих в сфере потребительских кредитов. В некоторых субъектах Федерации это указание бросились выполнять региональные органы прокуратуры. В нашем крае за финансистов взялось краевое управление Роспотребнадзора.

— Проверки в плановом режиме мы начали проводить еще в марте. И уже тогда сделали вывод, что деятельность некоторых банков сопряжена с нарушением законодательства, — сообщил "Известиям" ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Андрей Пучковский. — Мы сейчас проверяем все учреждения, филиалы местных и центральных банков. Спектр проверок достаточно широкий: от оглашения условий кредитования до момента заключения договора.
Названия банков, находящихся сейчас в поле зрения Роспотребнадзора, за исключением банка "Русский стандарт", не разглашаются. Единственное, редакции стало известно, что их не один десяток.

— Жалоб на действия "Русского стандарта" или каких-то других банков в прокуратуру края не поступало, — утверждает и.о. руководителя пресс-службы прокуратуры Красноярского края Алла Павельева. — Однако более 700 человек заявили о нарушениях в сфере потребительского кредитования в управление Роспотребнадзора. Функция этого учреждения — защищать права потребителя. Но, если Роспотребнадзор обнаружит нарушения, которые содержат признаки состава преступления, к примеру, мошенничества или злоупотребления доверием клиента, они передадут материалы нам, а мы уже будем возбуждать уголовное дело.

Специалисты краевого Роспотребнадзора уже несколько раз заявляли о необходимости судебной практики по злоупотреблениям, которые часто допускают коммерческие банки. Как сообщили в управлении, сейчас они готовят несколько дел, помогая заемщику предъявить претензии банкам, мягко говоря, лукавившим с клиентами.

— У нас такая практика только начинается, однако пока продвигается с трудом. Есть проблема с подачей исковых заявлений — их принимают не по месту жительства наших граждан, а там, где находится банк, — поясняет Андрей Пучковский. — А вообще мы не просто планируем отстаивать интересы потребителей, а хотим добиться, чтобы заключение договора было прозрачным. Ведь если одна из сторон осталась в заблуждении и заключила договор, с которым потом не согласна, это свидетельствует о том, что такие условия были созданы специально.

Со слов надзорных экспертов, явной видимости, что кредиторы намеренно ущемляют интересы заемщика, нет. Тем не менее, защищаясь от коммерческого риска, банки создают условия, нарушающие права потребителя. А это уже — нарушение законодательства. К тому же, как считают в Роспотребнадзоре, слишком агрессивная политика может сослужить плохую службу банку.

Интересно, что среди самих банкиров нет единого мнения о том, к чему в конечном итоге приведет пристальное внимание надзорных органов. Некоторые считают, что такое вмешательство поможет сделать сегмент экспресс-кредитования более цивилизованным, что пойдет на благо экономике страны.

— Потребитель должен знать, каковы истинные условия, конкретные проценты по кредитованию. Тогда он сможет выбрать наиболее подходящий для себя банк. И только тогда банки смогут реально конкурировать, — уверен управляющий Красноярским филиалом "Связь-Банка" Сергей Качеров. — А сейчас идет конкуренция, кто ловчее обманул клиента. Пользоваться общей финансовой безграмотностью населения, когда даже люди с высшим образованием не всегда понимают, что из себя представляет начальная ставка и конечный процент, не только непорядочно, я считаю это нарушением конституционных прав человека.

Между тем иные эксперты уже сейчас прогнозируют, что результатом действий Генпрокуратуры станет снижение доверия населения к банкам. Как случилось, к примеру, с "Русским стандартом". Более того, высказываются предположения, будто тотальная проверка этого банка ни что иное, как политическая кампания. Финансисты хоть и успокаивают друг друга тем, что пока претензии прокуратуры касаются только высокорискового кредитования, все равно опасаются, как бы в преддверии выборов чиновники не заинтересовались другими банковскими продуктами.

Жизнь взаймы

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по итогам опроса, проведенного недавно, число россиян, стремящихся воспользоваться кредитными услугами, за последний год увеличилось более чем вдвое — с 13% до 28%.

В ВЦИОМ утверждают, что прежде всего это покупка аудио-, видео- и бытовой техники, мобильного телефона (6%); недвижимости — квартиры, дома, земельного участка и т.п. (6%); неотложные нужды; ремонт квартиры или дома; приобретение автомобиля (по 4%); покупка мебели; компьютерной техники; образовательные, медицинские услуги (по 2%). Опрос ВЦИОМ проведен среди 1 600 человек 153 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...