Держать голову и хвост

В Великом Новгороде соревновались водители большегрузного транспорта. За звание лучшего на Северо-Западе России. Участники выполняли фигуры высшего пилотажа. На огромной скорости, с почти ювелирной точностью. Среди них 12 петербуржцев.
На широкой асфальтированной площадке выстроились большегрузы самых разных марок. На "полосе препятствий" — петербургский водитель Эдуард Васильев. Его коллеги в оранжевых футболках "болеют" у самого заграждения. Это легкие металлические прутья, где-то просто полосатая лента. Но когда многотонный грузовик проносится в полуметре или резко останавливается прямо перед зрителями — никто и не думает отойти.
— Это ж профессионал! — бросается на защиту коллеги дальнобойщик Александр Дорофеев.
Участник выполняет одну за другой семь фигур. Заезд в "бокс" который имитируют фишки. "Змейку" передним ходом, "круг", "парковку", "колею", заезд в "тоннельные ворота" и "стоп".
Ширина машины — 2,5, а "ворот" и "бокса" — 2,7 метра.
— В работе так и бывает! — говорит Александр. — Только у тебя еще ворота и яма посередине. Просто здесь одна попытка и время ограничено.
Во время проезда по кругу водителю нужно постоянно "заламывать голову и смотреть на хвост", чтобы держать все под контролем. Парковку "задом" конкурсант должен сделать "вслепую". То есть, заезжая справа, когда в зеркало виден только прицеп. Водители говорят, это несложно. Просто машину надо "чувствовать". Чем меньше времени водитель потратит на прохождение трассы, тем больше получит очков.
— Гонять не впервой… — признается Дорофеев.
Сам он возит чай в Финляндию.
— Вот представьте. Я сутки на границе простоял в очереди. Неделю дома не был, — объясняет он. — А там меня любимая девушка ждет, скучает! Пустой, без груза возвращаюсь… Что я, буду как черепаха плестись?
Александр может разогнаться … до 130 км в час. Часто обгоняет дорогие иномарки. Но всегда в себе уверен. У водителей большегрузного транспорта есть главное правило: "Все вокруг дураки. Один ты умный". Наверное, потому, что самый большой — самый главный. И опасность попасть в аварию возникает постоянно.
— Вы представьте себе обгон. На легковой машине это очень быстро. А на большегрузе — 18 метров! — объясняет Александр. — Ты едешь, едешь, а тут полоса обгона заканчивается. Вот тебе и аварийная ситуация.
Кроме того, у груженой фуры длинный тормозной путь, разгон медленнее, маневренность хуже. Это не всегда понимают "чайники" на легковушках.
— Обгонит он меня и резко тормозит! — возмущается Александр. — А у меня 25 тонн груза, как мне тормозить?! И если столкнемся — я буду виноват!
Буду как папа
— У нас большая проблема с кадрами, — жалуется Константин Шаршаков, замдиректора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу. — Профучилища водителей-международников не готовят. А ведь это большой документооборот, нагрузки и ответственность. Когда приходят новые работники — грузопоток падает на 10—15 процентов!
Но дальнобойщики нашли свой способ подготовить "молодую смену".
— Молодец, папка! — кричит семнадцатилетний Дима Васильев. Парнишка приехал болеть за отца. Сам он нередко выезжает с ним в рейсы. А когда остается дома, то "крадет" папину легковушку и гоняет по городу. Эдуард Васильев возвращается из поездок — и "выкладывает" по сто евро на сынишкины штрафы. Даже не ругается — видит, что замена ему, старику, подрастает.
— Дальнобойщиком буду! — уверен Дима. Он окончит ПТУ и пойдет работать.
— А я своему говорю: ты денег лучше заработай, а потом купишь машину и будешь ездить для души! — переживает конкурсант из Петербурга Михаил Теппоев.
Его двенадцатилетний сын Юра тоже мечтает стать дальнобойщиком. Михаил, наверное, забыл, что сам в этом возрасте уже ездил со своим отцом Юрием Михайловичем в дальние рейсы. И что они до сих пор работают в одной компании по перевозкам.
Только семья водителей Тимофеевых, кажется, нашла золотую середину между любимым и полезным делом. Отец Александр Павлович уже несколько лет работает директором отдела международных перевозок в одной из петербургских фирм. За руль садится только иногда, больше для удовольствия. А его тридцатилетний сын Максим уже начальник колонны. В его подчинении 60 человек.
Даже четырехлетний Гриша, сын самосвальщика Владимира Ефимова, играет у ограды с моделькой грузовика. Он насыпает в кузов песок и переправляет его по "импровизированной дорожке".
— Кем ты будешь? — спрашиваю мальчика.
— Папой! — отвечает тот, не задумываясь.
Опередив участников из Тосно, Чудова и Великого Новгорода, первое и второе место в командном зачете заняли экипажи из северной столицы. В личном зачете также победили петербуржцы: Вячеслав Лебедев и Михаил Теппоев.