Разгорячилось лето

— Это только сегодня немного леса горит, — говорил в прошедший четверг командир воздушного звена Андрей Евкайкин, пилот разведывательного самолета МЧС. — В пятницу люди выберутся на отдых. Разожгут костры — появятся очаги. В субботу-воскресенье огонь начнет распространяться. А в начале следующей недели заполыхает по полной!". Летчик как в воду глядел. Сейчас в Ленинградской области горит 63,14 га леса. Три четверти которого запылало на прошедших выходных.
Несмотря на проницательность своих сотрудников, Северо-Западный региональный центр МЧС регулярно отправляет самолет АН-3 на воздушную пожарную разведку с аэродрома "Касимово". В ней участвуют два пилота и несколько "смотрящих".
Командир воздушного судна Евгений Смирнов прокладывает маршрут по карте: полетим над Ломоносовским, Волосовским районами, над Сосновым Бором, над портом Усть-Луга.
— Справа можно не смотреть, там гореть нечему, — инструктирует он. —А вот здесь, в зеленой полосе, вполне могут быть пожары.
АН-3 (или "кукурузник") несколько лет назад пережил капитальный ремонт. Крылья у него — из туго натянутой ткани. Одно шасси пора менять, но это сделают после полета. Несмотря на то, что отправляется самолет "в огонь", по правилам безопасности всем пассажирам рассказывают, что делать при приземлении на воду…
— А что, если упадем на сушу? — спрашивает сотрудник МЧС, который впервые летит на таком аппарате.
— Если на сушу — ничего! — "успокаивает" Андрей Евкайкин. — Падает наш самолет плавно, горит медленно, не то, что лес.
Лесные пожары действительно распространяются с большой скоростью. Тлеющий огонек от непотушенного костра может за несколько часов охватить десятки гектаров. Чтобы локализовать пожар, местные лесничества проводят вокруг него минерализацию почвы. Но в "горячее" время они успевают не везде.
— Погнали! — командует Евкайкин.
Самолет выходит на взлетную полосу. Пилоты называют АН-3 "летающей коровой". Движется он сравнительно медленно, эмчээсники успевают увидеть и записать все пожары. Зато "корова" реагирует на любые изменения плотности воздуха: все время трясется и "кивает" во время полета. Поэтому воздушно-разведывательную работу выдерживают только работники с крепким вестибулярным аппаратом.
Мы пролетаем над поселками, полями и огромными полотнами леса. Кое-где над ним поднимается дым.
Невдалеке от Ропши видны не заросшие лесом полосы земли, от которых тоже поднимаются белые клубы. Смирнов записывает: горят торфяники.
— Это самое коварное, — говорит он.
Торфяные пожары возникают на глубине, температура в них доходит до 2 тыс. градусов. Под землей образуются полости. Бывали случаи, когда пожарные машины проваливались вниз, в самое пекло. Потушить торфяник почти невозможно. В прошлом году подобный пожар возник в Юнтоловском заказнике. Его "заливали" круглые сутки, чтобы хотя бы локализовать. В тушении подземного огня могут помочь только дожди.
Борьба с лесными пожарами — дело местных лесничеств. Главное же для разведки МЧС — определить, нет ли в опасной зоне населенных пунктов.
— Мы направим информацию о пожарах оперативным дежурным, — говорит Евгений Смирнов. — Если возникает угроза человеческому жилью или другим важным объектам, в тушении принимает участие МЧС.
Сейчас в девяти районах области пылает 25 пожаров. В наибольшей опасности Лужский и Выборгский районы, где действует больше половины из них. В тушении задействовано 22 цистерны, 13 тракторов, 12 мотопомп, работает 231 человек. Населенные пункты пока в безопасности. Но впереди еще неделя теплой солнечной погоды.
- ВКонтакте