Докопались до Х века

Этим летом на раскопках в Старой Ладоге работают 50 школьников и студентов. Они приехали из Эстонии, Латвии и Литвы. На древнем городище близ крепостных стен ребята "докопались" до слоя X—XI веков. Нашли много интересного.
Раскоп — большая яма глубиной в человеческий рост. На дне тут и там вбиты деревянные колышки. Возле каждого — занятый трудом школьник или студент. Ребята ковыряют землю маленькими лопатками, счищают ее щетками, собирают совками в мешки. Глава экспедиции петербуржец, доктор исторических наук Анатолий Кирпичников наблюдает за их работой.
— Этот слой мокрый. В нем превосходно сохранились деревянные постройки, — объясняет он.
Но здешние археологи говорят, что дело не совсем в "мокроте". В древние времена на улицах лежало много навоза. Убирать его было не принято. А в удобренной почве очень хорошо хранится дерево.
— Мы обнаружили остатки большого дома, — рассказывает Кирпичников. — Вот здесь — огромная пятнадцатиметровая лиственница, лежавшая в основе одной из его стен. Такие большие хоромы строили купцы, чтобы жить в них по пятнадцать-двадцать человек. В этом городе торговали невольниками, мехами, серебром…
Нынешним летом археологи сделали около двух тысяч находок. Это бусы, украшения из бронзы и латуни, кресты, оружие…
— Нашли золотой перстень итальянской работы, — гордится профессор Кирпичников. — И печатку с арабской надписью.
Некоторые "сокровища" профессор нам показал. Например, боевой топор стрельца XVI—XVII веков со стальной наваркой. Лезвие по-прежнему острое, так что нетрудно и порезаться. Ожерелье, которое носила богатая древнеладожская красавица. В нем бусины из горного хрусталя, сердолика, стекла с золоченой подкладкой.
— Такие украшения придают лицу особую одухотворенность. Древние знали толк в женской красоте! — с удовольствием комментирует Кирпичников. — Мы видим, что здесь существовало высокоразвитое общество.
Профессор не первый год старается доказать, что Старая Ладога — первая столица Древней Руси, где процветали торговля и демократия. "Создана была идея имперского государства, когда разные народы живут вместе, подчиняясь одному закону". Многие археологи, работающие на раскопе, с ним не согласны. Они считают, что скорее Ладога была резиденцией элиты… Но говорят это почему-то полушепотом.
На ответственных или трудных участках работает "младший командный состав" из шести человек. Илья Спельман — молодой учитель истории из Тосно. Он впервые приехал на раскоп в Старую Ладогу девять лет назад, будучи студентом ЛГУ им. А.С. Пушкина. И с тех пор каждый год сюда возвращается.
Раскоп 1999 года, где историк сделал первые находки, всего в полутора метрах от участка, где он работает сегодня. Но ему пока не скучно.
— Всегда фотографирую слои, находки. И осенью показываю своим ученикам, — говорит Илья.
Но больше всего материалами Спельмана интересуются коллеги. Областные учителя истории смутно представляют себе времена Древней Руси. Рассказы Ильи расширяют их познания.
Одиннадцатиклассница из Вильнюса Дария Скварнавичюте скребет лопаткой то самое пятнадцатиметровое бревно, об уникальности которого говорил профессор Кирпичников.
— Мы его расчищали долго, аккуратно. А теперь архитектор Маша занесла бревно в план. Его зарисуют, а потом разберут по кусочкам и выбросят, — грустит школьница. — Зато мы узнаем, что там, глубже...
Ее учителю Роману Николаевичу очень нравится, как в России ведется работа с детьми.
— В нашей стране школьников часто зовут помогать в раскопках, — говорит он. — Но там это тупой ручной труд. А здесь им так хорошо все объясняют. Старший командир Яков Петрович даже объяснил, почему на своем участке ничего не найдешь.
Каждый из ребят помнит свою первую археологическую удачу. Например, десятиклассник Никита Краутер достал из староладожской земли желтую бусину.
— Вы представляете?! С десятого века эту вещь никто не видел и не держал в руках! — делится впечатлениями мальчик. — Первые свои находки так жалко было отдавать. Но к концу недели привык.
Археолог Наталья Ефимова восседает за столом на краю раскопа. Она принимает в день по сотне находок: регистрирует, отмечает высоту, заносит в план. Материалов, собранных на раскопках, все больше. Исписаны уже толстые тетради, сделаны бесчисленные заметки, чертежи. В них запечатлена историческая значимость находок.
Сами "ценности" работник Володя промывает в алюминиевом ведре. Воду он набирает прямо из речки Ладожки, что течет в нескольких метрах от крепости. Потом вещи складывают в деревянный садок, покрывают черной пленкой и отправляют в музей-заповедник "Старая Ладога".
Подъехал автобус со школьниками из Нарвы. Ребята здесь впервые. Преподаватель Рита Сабурова подвела их к старинной крепости и начала рассказ "о главном":
— Три года назад здесь побывал президент России. К его посещению построили вот эту дорожку, по которой мы сейчас пойдем. И беседку из натурального дерева со столом, умывальником и скамейками. Правда, ее время от времени разбирают местные жители…
Еще говорят, в экстренном порядке поставили деревянные туалеты. Аккуратные и даже с узором. После отъезда президента местные работники решили использовать будки по назначению. Но оказалось, что дырки в сиденьях прорезать не успели…