Адвокат родственников капитана Сысоева Михаил Иоффе: "Кто поверит, что фронтовик, парторг пошел воровать водку?!"
- Статьи
- Общество
- Адвокат родственников капитана Сысоева Михаил Иоффе: "Кто поверит, что фронтовик, парторг пошел воровать водку?!"
Родственники солдат, чьи останки эстонские власти вырыли из могилы на холме Тынисмяги в центре Таллина, отпраздновали пусть маленькую, но все-таки победу. Уездный суд города Харью наконец принял к рассмотрению иск дочерей капитана Ивана Сысоева, погибшего в сентябре 1944-го. Дочери добиваются опровержения версии гибели их отца, опубликованной на сайте эстонского правительства. В справке, подготовленной по запросу эстонского МИД, говорится: парторг 657-го полка Сысоев был приговорен военным трибуналом к расстрелу после ограбления мародерами алкогольного завода "Ливико" в Таллине. Тело Сысоева до сих пор не найдено. Под Бронзовым солдатом его останков нет. Так, во всяком случае, утверждают эстонские власти, ссылаясь на результаты экспертизы ДНК. Намерены ли дочери русского офицера продолжить поиски останков и как будут бороться за восстановление доброго имени отца? Об этом "Известиям" рассказывает их адвокат Михаил Иоффе. С ним беседует Елена Шестернина.
вопрос: В чем суть иска дочерей Сысоева Эзмиральды Меньшиковой и Светланы Гневашевой?
ответ: Иск связан с распространением недостоверной информации. Правовым основанием стала историческая справка Пеэтера Каазика, размещенная на сайте правительства Эстонии. В ней ставятся под сомнение обстоятельства захоронения воинов Красной Армии на Тынисмяги. Каазик называет всех солдат — и погибших, и выживших — захватчиками, пьяницами. В общем, лицами, недостойными покоиться в центре Таллина. Поскольку правительство на английском, эстонском и русском языках вывесило на сайте эту справку, значит, оно согласно с такой позицией.
В справке упоминается и капитан Сысоев. Факт его захоронения в братской могиле стал известен только в 1970-е годы. И историк делает странный вывод, что это было связано с обстоятельствами его смерти. Каазик приводит так называемые "легенды": Сысоев якобы ограбил водочный завод "Ливико" и по приказу коменданта был расстрелян как мародер.
У Каазика нет никакого права искажать историю и распространять подобные слухи. Тем более что существуют документы, в которых четко говорится, при каких обстоятельствах погиб Сысоев. В нашем распоряжении есть докладная начальника политотдела дивизии, где он служил. В ней черным по белому написано: Сысоев "героически погиб". Ни о каком пьянстве речи, разумеется, не идет. Разве не абсурд — офицер, парторг пойдет на завод воровать водку! Кто такому поверит? В мародеры Каазик зачислил и подполковника Михаила Куликова (Сейчас его внучка в надежде идентифицировать останки сдает анализы ДНК, но эстонцы требуют "искать" по мужской линии.) Должностные лица, которые распространили недостоверную информацию, должны понести ответственность. Этому нашему иску судья дала наконец ход.
в: Какие конкретно требования вы предъявляете?
о: Мы хотели, чтобы правительство извинилось, — но это требование судья не поддержала. Зато согласилась с другими. Во-первых, признать, что это клеветническая информация, порочащая память погибших. Во-вторых, опубликовать опровержения недостоверных сведений. И наконец, призвать Каазика удалить эти сведения из справки.
в: Какова судьба других исков, которые вы подали?
о: По другим искам движения пока нет. Один из исков мы подали в прокуратуру. Но там считают: в том, что разрыли могилу, состава преступления нет. При этом уверяют: Эстония уведомила Россию о своих шагах. Да, уведомила, но "постфактум" — уведомление было отправлено 7 мая, а могилы разрыли 27 апреля. Кроме того, по закону эксгумацию нельзя проводить без согласия родственников. Правовых оснований для раскопок не было. Целью властей был демонтаж памятника. Но просто так Бронзового солдата нельзя было перенести. Вот и "привязали" монумент к могилам, написали специальные законы под это. Раз захоронения нет, значит, не должно быть и памятника. Но в рассмотрении этого иска нам отказали. Судья посчитала, что эксгумация не нарушает права родственников. Закон есть — и точка. Я обжаловал это решение. Когда будет апелляционное заседание, меня пока не проинформировали.
в: Кто еще из родственников погибших готов судиться с эстонскими властями?
о: Недавно я был в Питере. Там родственники лейтенанта Волкова оформили мне доверенность — они тоже требуют, чтобы эстонское государство понесло ответственность. Виктор Алексеевич Брянцев также пытается защитить память отца. Я сейчас буду подавать дополнительные иски к заявленным по капитану Сысоеву. Родственники объединяются, чтобы добиться справедливости.
в: Останки Сысоева не были обнаружены. Вы намерены что-то предпринять в этой связи?
о: Эстонской стороне представлены неопровержимые доказательства о захоронении 13 человек. Они обнаружили только 12. Мы нашли книгу учета захоронений, другие документы, где говорится об останках 13 человек. Важно, что нет акта о перезахоронении Сысоева в 1995 году. Документы о том, что прах выкопали, есть, а что его обратно вернули — нет. Мы требуем правосудия. И если не добьемся его здесь, то пойдем в Страсбург. Если человек не признается в преступлении, это не значит, что он его не совершил. То же касается и государств.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Историческая справка "Братская могила красноармейцев и памятник в Таллине на Тынисмяги"
Заказчик: Министерство иностранных дел
Составитель справки: Пеэтер Каазик
"В связи со смертью части похороненных, не указанных на памятнике или имена которых были выяснены позднее, подозревается наличие нежелательных для огласки обстоятельств, которые не согласуются с официальной советской историей и влекут за собой много различных легенд. В то же время отсутствует информация для опровержения этих слухов, и, может быть, мы имеем дело с достоверной информацией, которая в тот период не была письменно зафиксирована.
По одному утверждению, 25 сентября на Тынисмяги были похоронены три красноармейца, которые пытались украсть водку с алкогольного завода "Ливико" и которых по приказу коменданта Таллина полковника Василия Вырка расстреляли как мародеров. Среди них и "неизвестные" Сысоев и Куликов.
Поэтому не удивительно, что о них умалчивали в течение десятилетий. Однако основывающегося на фактах подтверждения этой легенды нет, как нет и объяснения тому, почему начальник полка должен был сам идти воровать водку и почему трупы мародеров были доставлены в центр города. Материалы политотдела Эстонского стрелкового корпуса, которые частично освещают случаи мародерства, этого события не подтверждают.
В то же время существуют воспоминания о большой пьянке красноармейцев в "день освобождения". Существует легенда, что два пьяных красноармейца попали под танк в центре города. Если это соответствует истине, где-то были похоронены и они...
Отдельная легенда связана и со смертью Елены Варшавской. Варшавская, по официальной советской версии, погибла у памятника "Русалке" в Таллине. Боев там не было. По легенде, Варшавская была изнасилована и затем убита, однако доказательств этому нет".
Последнее письмо капитана Сысоева
"Я сражался, пока билось в груди русское сердце"
Кто прочитает эти несколько строчек, прошу убедительно сообщить по адресу, который найдете, моей семье. В бой иду седьмой раз. В 1941 г. в боях за Смоленск был ранен. С мая 1942 г. беспрерывно бил фашистов в районе Невской-Дубровки, Ивановские пороги. Участник прорыва блокады под Шлиссельбургом. В январе 1943 г. участвовал в штурме Красного Села и под Гатчиной был ранен. Участник боев на Нарвском плацдарме. В боях за Родину трижды ранен и два раза контужен.
Вырос я в свободной Родине, воспитали меня комсомол и партия.
Член ВЛКСМ с 1934 г. Член партии с 1937 г.
Вся жизнь моя принадлежит РОДИНЕ. Я хочу жить, зная, что фашизму — конец и война подходит к концу. Но там, где необходимо пожертвовать своей жизнью, я, сын Советской Родины, отдаю ее без единого вздоха.
Запишите моим детям, что я сражался, пока билось в груди русское сердце, знал, что в этой Великой борьбе я несу счастье моим детям и будущее не забудет меня.
С именем Родины на устах вступаю в жестокий бой с немецко-фашистскими захватчиками.
Офицер Русской Армии — Иван Сысоев.
P.S. Капитан Сысоев, коммунист и парторг, свое последнее письмо подписал именно так — офицер Русской Армии. Не Советской, а именно Русской. С большой буквы. — "Известия".