Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

На Покровском бульваре раскопали стену Белого города

На Хохловской площади Бульварного кольца раскрыто основание стены Белого города - памятника археологии федерального значения, самой протяженной крепости древней России. Дальше две новости - плохая и хорошая. Плохая: до прихода археологов памятник был пробит десятью свайными конструкциями подземного гаража. Хорошая: сваи будут спилены, а фундамент экспонирован.
0
На остатки средневековой крепости строители автостоянки наткнулись случайно (фото: Сергей Мамонтов)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Хохловской площади Бульварного кольца раскрыто основание стены Белого города - памятника археологии федерального значения, самой протяженной крепости древней России. Дальше две новости - плохая и хорошая. Плохая: до прихода археологов памятник был пробит десятью свайными конструкциями подземного гаража. Хорошая: сваи будут спилены, а фундамент экспонирован.

"Третье кольцо" древней Москвы

Стена Белого города - третья (после Кремлевской и Китайгородской) крепостная ограда Москвы. Она построена в царствование Федора Иоанновича в самом конце XVI века из кирпича на белокаменном основании. Строил знаменитый мастер Федор Конь, другая работа которого - смоленская городовая стена - сохранилась и позволяет представить московскую стену. Во второй половине XVIII века все 10 километров столичной крепости разобраны по изволению Екатерины II. Место стен и крепостного плацдарма стало Бульварным кольцом.

Площади на пересечениях кольца и радиальных улиц сохраняли имена крепостных ворот - Пречистенских, Арбатских, Никитских, Тверских, Петровских, Сретенских, Мясницких, Покровских, Яузских. Но топонимия - не единственная память Белых стен. Следы их невидимого присутствия в современном городе разнообразны и неожиданны.

Внутренние проезды бульваров, как правило, совпадают с внутренними проездами крепости, а внешние проезды - с границами плацдармов. Фундаменты крепостных стен залегают под бульварными аллеями ближе к внутренним проездам. Эти проезды были и остаются узкими, поэтому до сноса крепости владельцы предпочитали ставить дома торцами к улице для лучшего обозрения. После сноса стены, наоборот, появились фронтальные композиции. Так что, видя сегодня дом, стоящий торцом к бульварному проезду, даже внешнему (например, дом Гоголя на Никитском бульваре, 7), можно быть почти уверенным, что он помнит Белые стены.

На площади Яузских Ворот зримо сохраняется память о самих воротах. Яузская улица, подходившая к проездной башне извне, продолжается в Белом городе улицей Солянкой. Однако продолжается не прямо, а с коленцем. Дело в том, что воротный проезд делал колено внутри башни, выходя не на передний, а на боковой ее фасад. К этой арке и подводила Яузская улица. (Такое устройство ворот можно видеть в Смоленске).

Музей откроется в подземном гараже

Но вернемся к месту, заставившему нас заговорить о крепости Белого города. Между Покровским бульваром и Покровскими воротами сохранилась открытой часть крепостного плацдарма - Хохловская площадь. В наше время ее не могли не раскопать для устройства подземной автостоянки.

Вообще, сколько места пропадает на бульварах! Первыми это поняли инвесторы, закопавшие ресторан в косогор Рождественской горы - нижней части одноименного бульвара. Напрасно москвичи полагают, что там строится станция метро "Трубная". Вторыми ценность бульварной земли осознали турецкие инвесторы тоннеля под Пушкинской площадью: проект подземного торгового центра отклонен после общественных протестов. Тоннель, однако, не отменен, и защитники площади напоминают, что проходческие работы могут натолкнуться на белокаменные фундаменты стен Белого города.

Сегодня на них натолкнулись застройщики Хохловской площади, что не могло быть неожиданностью. Здесь запроектирован шестиуровневый подземный гараж. До начала рытья котлована строители забурили под землю несколько десятков свай для крепления междуэтажных и кровельных перекрытий. Десять свай попали ровно в фундамент крепостной стены, что обнаружилось уже после начала раскопок. Правда, по данным археологов, стена должна была лежать иначе, немного наискось, но не попасть в нее при таком частом шаге бурения было невозможно.

Тревогу забило московское отделение Общества охраны памятников. А дальше последовала приятная неожиданность: инвестор - компания "Инконика" и заказчик - ООО "Техинжстрой" согласились потеснить машиноместа и экспонировать находку. На минувшей неделе в Москомнаследии состоялось заседание научно-методического совета, где рассматривалась эта идея. Были представлены новые отметки междуэтажных перекрытий и эскизы наземного павильона для прохода к раскопу. Главный археолог Москвы Александр Векслер рассказал о сделанных на месте находках, позволяющих наполнить экспозицию возможного музея: монетный клад, печные наборы, бутовые камни вторичного использования с итальянской ренессансной деталировкой. Идея музея поддержана, проектировщики продолжат разработку вариантов.

До сих пор фундаменты стен Белого города не экспонированы нигде. В советское время их разрушали проходками метро, в новейшее - исследовали и снова засыпали. Вообще, музеефикация подземных сооружений, столь распространенная в мире, идет в Москве туго. Возможно, события у Покровских ворот создадут новую моду.

Комментарии
Прямой эфир