Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян: "Хорошо иметь деидеологизированный учебник. Но на практике это сложно"

В сентябре в некоторых школах страны появится новый предмет - история мировых религий. Преподавать его будут по учебному пособию "Религии мира: история, культура, вероучение" под редакцией директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна и академика Григория Бонгард-Левина. В отличие от курса Аллы Бородиной, в котором правозащитники находили семена ксенофобии, новый учебник помогает старшеклассникам лучше понять людей другой веры и национальности. С академиком Александром Чубарьяном встретилась корреспондент "Известий"/
0
Представители основных религиозных конфессий одобрили новый учебник (фото: Владимир Смоляков)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре в некоторых школах страны появится новый предмет - история мировых религий. Преподавать его будут по учебному пособию "Религии мира: история, культура, вероучение" под редакцией директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна и академика Григория Бонгард-Левина. В отличие от курса Аллы Бородиной, в котором правозащитники находили семена ксенофобии, новый учебник помогает старшеклассникам лучше понять людей другой веры и национальности. С академиком Александром Чубарьяном встретилась корреспондент "Известий" Ольга Тимофеева.

вопрос: Почему ваш институт взялся за учебник по истории религий?

ответ: Года два-три назад появились разговоры, что неплохо было бы преподавать в школе основы религий. Об этом говорили на заседании Совета по науке, образованию и новым технологиям при президенте. Было сразу подчеркнуто, что нужно сделать учебник, который бы рассматривал все религии, и дать школьникам представление, что такое религия вообще. А потом Министерство образования и науки попросило нас начать эту работу. Мы привлекли авторов из разных академических институтов и университетов, работали над ним в течение двух лет. Потом направили учебник на рецензирование во все конфессии. Мы получили из патриархии почти 30 страниц замечаний. Замечания пришли от Союза муфтиев России, меньше от католичества.

в: Что это были за замечания?

о: Большинство носило фактический характер, исправления неточностей в тексте. Нам указали, что некоторые вещи мы просто упустили. И подавляющее количество замечаний мы учли. После чего мы получили позитивный отзыв от всех конфессий.

в: Не было идеологических претензий?

о: Нет, ничего такого. С самого начала было ясно, что учебник - в курсе религиоведения, он не религиозный, а светский. Впрочем, и авторы курса "Основы православной культуры" всюду подчеркивают, что он культурологический.

в: А вы знакомы с этим учебником?

о: Скажу, что мы не противопоставляли наш учебник курсу "Основы православной культуры". Я считаю, что он вполне мог бы существовать в рамках регионального компонента в школах.

"Мы ждем мнения учителей"

в: На вашем учебнике нет грифа "Рекомендовано Министерством образования"...

о: Да, это еще не учебник, а учебное пособие, поэтому оно пока не проходило экспертиз. Я знаю, что многие школы хотят его апробировать в этом году. Для нас это тоже важно. Уже сейчас, прочитав учебник, мы видим неточности, ждем, когда последуют мнения учителей, общественности, и мы с удовольствием будем его дорабатывать.

в: Зачем нужна история религий современным школьникам?

о: Религия занимает в современном мире очень большое место. И в общественной жизни, и в политике, и в культуре. Это часть мировой культуры. В разных вариантах ее преподают во всем мире. И нашему школьнику тоже неплохо ориентироваться в этой проблематике. Тем более что первые разделы рассказывают, что такое религия, как она возникла, связь религии с мифами. Дальше идет описание шести религий: православие, католичество, протестантизм; иудаизм, ислам и буддизм. Есть немного про индуизм и некоторые другие религии. Образованный человек это должен знать. Второй важный аспект - это проблема нравственности, морали. Известно, что у нас с этим не очень хорошо. Поэтому если религия поможет, хуже не будет. Еще один аспект: знание истории и основ религии усиливает курс истории. В курсе российской истории есть рассказы о РПЦ, во всеобщей истории затрагиваются религиозные войны, крестовые походы и т.д., а в нашем учебнике все это систематизировано вместе.

"Будить мысль и развивать"

в: Как вы считаете, это поможет современным детям стать добрее друг к другу?

о: Я думаю, да. Не хочу сказать, что это панацея, прочитают - и полюбят друг друга. Но то, что в общее русло воспитания толерантности это войдет, неплохо.

в: Вы сказали, что ваш учебник усилит курс истории. Как вы считаете, не пришло ли время пересмотреть взгляд на события XX века?

о: История XX века, конечно, находится в фокусе внимания. И в школах сейчас уже есть неплохие учебники, написанные в последние годы, в том числе и с учетом мнений научного сообщества. Но мы нуждаемся в учебниках нового поколения. Сейчас в мире идет большая дискуссия, каким должен быть учебник истории. Главная дилемма: должен ли учебник давать только факты или должен учить их понимать? Большинство ученых стоит на второй точке зрения. Я думаю, что в учебнике неплохо бы рассказать о разных точках зрения, разных интерпретациях. И тогда учитель может побудить ребят к тому, чтобы подумать, где же истина. Я сторонник многофакторного подхода к истории в целом, поэтому думаю, что он должен быть и в учебнике. Учебник должен будить мысль и развивать.

"Трудно избежать оценочных вещей"

в: Значит ли это, что учебник отойдет от всякой идеологии и в нем останутся только факты?

о: По идее хорошо иметь деидеологизированный учебник: вот факты - и оценивайте их. Но на практике это очень сложно. Уже в подборе фактов заложен элемент субъективности. Авторы учебников в нашем поляризованном обществе имеют разные точки зрения. Учитель тоже имеет свое мнение. На детей воздействуют родители и семья, наши взрослые дети смотрят телевизор, пользуются интернетом и тоже имеют свою точку зрения. Поэтому трудно избежать оценочных вещей. Но в учебнике не должно быть никакой проповеди насилия, он должен способствовать уважению людей и стран друг к другу, не должно быть кичливого отношения: эти страны более важные, те менее важные, эти народы более прогрессивные, а те нет.

в: Почему Вторая мировая война все время оказывается в центре политических скандалов?

о: История, к сожалению, оказалась очень сильно связана с современной политикой. Я когда-то писал о том, что история не должна быть заложницей политики и, наоборот, политика - заложницей истории. Но, к сожалению, сейчас история присутствует в политической борьбе, она используется лидерами стран, партий для решения своих задач. В общем, это нередкое явление, так бывало, так есть. Но когда история приобретает слишком политизированный характер, это мешает пониманию истины и просто ухудшает отношения между странами и народами. Создается образ если не врага, то недружественного соседа.

в: А историки не могут вмешаться в политический скандал, например, между Россией и Эстонией?

о: Было бы идеально, если бы все страны отдали свои столкновения на исторической почве на суд истории. Пусть это будет сферой острейшей борьбы, но внутри исторической науки. Что касается упомянутого примера, я вообще против переносов и сносов памятников. Это как переименование улиц в Москве. Мы пришли к тому, что в Москве нет улицы Пушкина, нет улицы Чехова, нет улицы Горького только потому, что когда-то в старое время этих улиц не было. Но это же, извините, нонсенс. Конечно, когда в каждом подмосковном дачном месте есть улицы Советская и Коммунистическая - это перебор. Но когда дело касается памятников, связанных с какими-то событиями, у нас есть мировая практика. В Париже, например, все памятники стоят.

в: Хотя французы не менее темпераментны...

о: Здесь просто должен быть здравый смысл, а не темперамент. Темперамент и эмоции в политической жизни противопоказаны. Поэтому я и думаю, что все исторические сюжеты на сегодняшний день надо передать историкам. Но это в теории, а на практике все равно так не получается.

в: В наше время слишком часто происходят религиозные конфликты. Как преодолеть религиозную ненависть в мире?

о: Есть волна экстремизма в мире, которая эксплуатирует в том числе религиозные лозунги. Я думаю, что это очень опасно. Религиозный фанатизм несет в себе страшный заряд для разъединения людей. Многие связывают это с исламом, но я бы не связывал это с исламом как религией. Религия ислама не содержит в себе ни экстремизма, ни элементов насилия. Ислам - это не только религия, но уклад жизни. А то, что используется религиозная оболочка в экстремистских целях - ну что делать? К сожалению, экстремистские течения используют не только религиозные факторы, есть игра на националистических чувствах, проповедь ксенофобии, шовинизма - а это не менее опасное оружие.

Борьба с русофобией

в: Что вы думаете о создании фонда "Русский мир"?

о: Русский язык теряет свою степень распространения в мире, а фонд "Русский мир" будет максимально способствовать его пропаганде и популяризации. Кроме того, его можно будет использовать для борьбы против русофобии. К сожалению, на уровне СМИ она существует в ряде стран.

в: А как можно бороться с русофобией?

о: Во-первых, критиковать. Во-вторых, популяризировать достижения России в сфере культуры, гуманитарной сфере. Показывать вклад российской культуры, всех народов России в сферу общения, опровергая заведомые искажения. Напоминать европейским странам, что Россия - часть Европы, она имеет свою специфику, но она есть во всех странах. Из этих особенностей нельзя делать выводы, что Россия не соответствует каким-то универсальным параметрам. Посмотрите на Евросоюз: с каким трудом вдруг начали находить общие решения. Отцы-основатели Европейского союза мыслили себе единое духовное ядро, но оказалось, что страны не готовы поступиться ни своей национальной культурой, ни национальной идентичностью.

в: Русский язык - сфера ответственности филологов, а что могут сделать для страны историки?

о: Недавно я приехал из Киева, где было важное событие для историков. Два года назад мы создали Международную ассоциацию директоров институтов истории стран СНГ. Когда мы предлагали это, я предвидел большие сложности. Но когда почти все приехали в Москву, для меня это было приятным откровением. Второе заседание прошло в Душанбе, третье недавно в Киеве. Мы обсуждали возможность выработки общих подходов к освещению периодов нашей общей истории в учебниках для средней школы. Были разные точки зрения и резкие высказывания, но все это проходило в атмосфере сотрудничества. В Москве вышел первый номер нашего общего журнала "Историческое пространство", разрабатываем общий сайт, и я думаю, что у проекта очень большое будущее.

О чем можно узнать из учебника "Религии мира"

"Служба совершается на иврите - исконно еврейском языке семитской языковой группы. Долгое время иврит оставался лишь языком богослужения и Священного Писания, но был возрожден в качестве живого языка в начале ХХ в.".

"Вторая половина ХХ в. стала временем расцвета рок-музыки, в которой кто-то видит полный "упадок духовности", а кто-то, наоборот, - новое проявление религиозного чувства. Не случайно к концу ХХ в. элементы рок-музыки стали активно включаться в церковное богослужение. Одним из самых популярных музыкальных произведений ХХ в. стала рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - Суперзвезда" (1971 г.)".

"Одно из характерных отличий мечети... состоит в том, что она никоим образом особо не освящается, и в ней нет никаких изображений людей или природы".

"Однажды, сидя под баньяном в окрестностях города Гаи, Сиддхартха погрузился в глубокое созерцание. На 49-й день созерцания он достиг просветления и стал Буддой ("Просветленным")".

Комментарии
Прямой эфир