Черно-белая Италия
Старые черно-белые снимки почти всегда воспринимаются лирически независимо от сюжетов. На выставке "Итальянская фотография 19301970-х годов", организованной Московским Домом фотографии и открывшейся в Манеже, можно пронаблюдать, как визуальная поэзия ускользает из объятий тоталитарного режима и голой коммерции.
Пожалуй, слово "ускользает" подходит здесь больше всего. Трудно вообразить, что своими камерными натюрмортами и тихими пейзажами авторы намеревались всерьез противостоять фашистской идеологии или впоследствии засилью рыночной конъюнктуры. Они лишь делали то, что им нравилось. Отсюда, наверное, и общее ощущение любительства, хотя для всех 13 экспонентов фотография не была простым увлечением на досуге.
Перед нами ретроспектива особого рода. Артхаусная если воспользоваться термином из другого времени и другого искусства. К примеру, в годы правления дуче "мейнстримом" считался казенный неоклассицизм. Да и культ технического прогресса, доставшийся в наследство от футуризма, тоже приветствовался. А вот для фотографических медитаций или, напротив, для непричесанных съемок улицы официального места не отводилось. Так что геометрические абстракции Луиджи Веронези, конструктивистского толка натюрморты Марио Габинио, архитектурные изыскания Карло Моллино это все образцы неповиновения, некий апеннинский андерграунд. Нельзя сказать, чтобы уж очень самобытный: здесь представлены вполне распространенные тенденции того времени. Но что для одних просто эксперимент, для других почти подвиг. Работы 3040-х годов дополнительно опоэтизированы этим обстоятельством.
Национальные черты заметнее всего, пожалуй, там, где есть пейзаж римский, миланский, неаполитанский, венецианский. Где виден ландшафт, где встречается архитектура, где захвачены уличные типажи и характерные сценки. Некоторые кадры на выставке словно сцены из неореалистических фильмов. Уходит к горизонту по сельской дороге падре (работа "Путь Бога" Джузеппе Кавалли), царит творческий хаос в тылу у оркестра карабинеров (фотография Джорджо Авигдора), выглядывает крестьянин из окошка на снимке у Пьерджорджо Бранци ко всем этим снимкам мысленно досочиняется сценарий часа на полтора. Чем ближе к нашим дням, тем больше многозначительности и технических наворотов, но никакого гламура. Линия авторской лирики выдержана в чистоте. И хотя за бортом оставлено многое из того, что относится к понятию "итальянская фотография", не стоит об этом сожалеть. Монохромная лирика с патиной времени так легко может затеряться. Однако здесь она осталась на виду.