Школьник читающий
Современные дети почти не читают для души и с трудом одолевают то, что положено по школьной программе. Ученики жалуются на то, что уроки неинтересные, а учителя на то, что часов литературы в школе стало мало. Ситуация с чтением во многом схожа в России и Германии. Правда, в Германии уже давно перешли к стадии активных действий.
— Ситуация с чтением у нас, конечно, ужасна. Многие ученики не выполняют самого главного требования школьной программы — прочитать произведение до его изучения. На уроках ведь идет обсуждение, чтобы понять, ради чего автор это произведение писал. А чтение фрагментов не спасает. Для ребят произведение остается на уровне того, что им о мысли автора рассказал учитель, — рассуждает заведующая кабинетом русской словесности Академии постдипломного педагогического образования Мария Багге. — Бытует мнение, что чтение — личное дело каждого. Но все-таки не надо забывать, что литература учебный предмет, а в школьной программе собраны лучшие образцы владения речью. Никто, допустим, на физике не говорит, что ему интересно изучать первый закон Ньютона, а третий скучный какой-то. А тут легко можно услышать такое: "Ой, я Блока не люблю, поэтому не читал". Любить или не любить, естественно, можно, но только после того, как знаешь.
Петербургским учителям не нравится активность издательств, которые штампуют книжки с кратким изложением произведений классиков. Эти сборники можно быстро одолеть в свободное от компьютерных игр время. В Германии школьники тоже предпочитают книгам компьютер и телевизор. Исследования показали: каждый пятый 15-летний читает в высшей степени неудовлетворительно — не может справиться с простыми текстами. 42 процента подростков совсем не читают для души. Вернуть интерес к книге пытается фонд "Чтение", созданный почти 20 лет назад под патронатом "Бундеспрезидента". Причем фонд изначально ставил цель не предавать анафеме телевидение (которое основательно потеснило интерес к книге), а использовать его для поддержки и пропаганды чтения. Сотрудники организуют по всей стране акции в детских садах, школах, библиотеках и книжных магазинах, а также исследуют отношение немцев к чтению.
— Одних информационных брошюр недостаточно, для того чтобы сделать популярным чтение вслух и кардинально развивать языковые способности, способности к концентрации, — объясняет руководитель отдела фонда Кристоф Шефер. — Мы, например, организуем очень успешные публичные чтения с участием поп-звезд. Выбираем добровольцев, которые готовы регулярно читать вслух в детских садах и других учреждениях, вступать в диалог с родителями. Изготавливаем также рекламные ролики, пропагандирующие чтение вслух.
Что касается современной литературы, то дети в Петербурге, как и в Берлине, с удовольствием читают того же "Гарри Поттера". По мнению Кристофа Шефера, он в Германии — звезда, и для поддержки чтения это своего рода шанс. По мнению Марии Багге, ничего вредного в книжках Джоан Роулинг нет: тем более, если учитель научил ребенка, как работать с художественным произведением, обсуждать идеи автора.
Разумеется, в обеих странах есть приятные исключения из общего мало читающего большинства. В числе любимых книг старшеклассницы берлинской гимназии Карины Хойслер "Парфюмер" Зюскинда, "Гарри Поттер" Роулинг, "Ферма животных" Оруэлла. Сейчас, кстати, Карина увлечена английским романом со странным названием "Краткая история тракторов на украинском".
— Конечно, у нас в классе большинство таких, кто мало читает. А если читают, то бульварные романы. Они охотнее на вечеринки ходят, мы с ними в основном разговариваем о кино, музыке, школьных новостях,но не о книгах. Да и на уроках литературы иногда скучно. В десятом классе, когда "Ромео и Джульетту" проходили, учитель вдруг решил, что для нас это слишком тяжело, и перешел к другой теме. А я потом сама на английском дочитала, не так уж все и сложно. А есть учительница, с которой очень интересно. Она советует нам что-то прочитать — не обязательно по программе — а потом мы вместе обсуждаем, — рассказывает Карина.
— Как раз эта учительница — редкое исключение. Многие лишь исполняют свой долг, и ни на шаг не выходят за рамки программы, — считает мама берлинской старшеклассницы Соня Хойслер. — А вообще, по-моему, для того чтобы ребенок читал, важны три условия: родители, собственный интерес и друзья. В подростковом возрасте друзья даже выходят здесь на первое место.
Что и как читают родители — другой вопрос. По данным социологов, в России более половины взрослого населения не покупает книг и более трети их не читает. Российская семья в среднем отдает книгам 12 минут в день.
— Ребенок-то в среде находится. И если мама или папа с раскрытой книгой, то эта картинка запечатлевается, и он таким же становится. Когда родители сидят у телевизора, или папа увлечен компьютерной игрой, то ребенок все это впитывает, — утверждает Мария Багге.
— Читать в современном высокотехнологичном обществе просто необходимо. Именно поэтому растет осознание того, насколько важна поддержка чтения как одна из обязательных общественных инициатив. Но это как бег на длинную дистанцию: для того чтобы компетентно читать в зрелом возрасте, стартовать нужно уже в раннем детстве, — считает Кристоф Шефер.
Не исключено, что в этом году людей с книгой в руках можно будет увидеть чаще: 2007-й объявлен в России годом чтения. По крайней мере, ответственные за операцию "Чтение" чиновники обещают опробовать в детских садах и школах технологии, которые сделают чтение модным. Методисты в срочном порядке готовят рекомендации к проведению урока чтения, который пройдет в школах в начале октября. Правда, по мнению педагогов, продуманный промоушн детской книги лучше осуществлять постоянно, а не скачкообразно.
— Когда росли мои дети, на площади Островского проводился праздник не пива или мороженого, а детской книги. Все было красиво, библиотеки активно подключались. А еще в школах утренники проводились, уроки внеклассного чтения. Причем это не разовые и не рекламные были вещи, — вспоминает Мария Багге. — Сейчас, когда программа литературы сокращена до минимума, учителю некогда поговорить с детьми о новинках литературы. А они всегда вызывают интерес, потому что это про сегодня.