И вкус французской булки
В выходные во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства пройдет выставка французских ремесленников "Фиолетовая улица: из Парижа в Москву". В здании музея французы воссоздали уголок Парижа, известного своими художественными "ателье", где мастера на глазах у посетителей изготавливают по средневековым технологиям мебель, гобелены, перчатки и даже смертоносные клинки.
В XV округе Парижа Фиолетовая улица, ведущая к бульвару Гренель, -самая популярная среди туристов. Все первые этажи домов уже несколько веков занимают ремесленные "ателье" (так французы называют мастерские), не сильно изменившие свой облик за 150 лет. Рядом с мастерской под вывеской "Пьер Шевалье. Консервация и реставрация гобеленов" играет на шарманке и поет мадам Эмма - экстравагантная женщина с хрипловатым голосом. Сейчас Эмма привезла свой инструмент в Москву и в перерыве между песнями охотно рассуждает о судьбе уличных музыкантов.
- Все парижские песни о тенистых аллеях, маленьких кафе, вкусе французских булочек и запахе жареных каштанов, - из-под диковатой шляпки стреляет глазами певица. - Людей, как правило, интересует только то, что их окружает. Так было всегда, поэтому шарманщикам, а многим моим песням не один десяток лет, в отличие от поп-звезд не надо сильно заботиться об обновлении репертуара. Наши хиты не умирают.
- Хорошо, наверное, вам живется! - завидую стабильной жизни уличных музыкантов.
- О, нет! - кокетливо возмущается певица. - На улице много не заработаешь. Мы живем в основном за счет выступлений на презентациях коммерческих фирм.
Впрочем, возмущение наигранное. Шарманка, на который играет Эмма, стоит 7-8 тысяч евро. Продав инструмент, мадам всегда может купить новенький "Пежо" и начать новую жизнь где-нибудь у моря.
Вообще, ремесленники, пусть и по-французски легкомысленные, не предрасположены к подобным подвигам. Франсуа Симон Фюстье - часовщик в третьем колене. Мастерскую на Фиолетовой улице в 1908 году открыл еще его прадедушка.
- Часы стали другими, - показывает он сверкающие никелированным железом хронометры. - Но традиции и процесс изготовления не сильно изменились. Все детали механизма вытачиваются на маленьком станке.
Особым вниманием парижанок вот уже почти полтора века пользуется мастерская мадам Анн Оге, изготавливающая веера.
- Во Франции с XVII века любая уважающая себя кокетка не может обойтись без этой детали гардероба, - разворачивает пестрый веер мадам Оге. - У нас давно сложился язык вееров. Если парижанка нервно стучит веером по ладони, знайте, вы ей сильно надоели. Но если женщина кокетливо закрыла веером подбородок - вам несказанно повезло. Она вас любит!
Мужьям-ревнивцам парижских кокеток - прямая дорога в мастерскую "Металлика" месье Моретти, где по средневековым технологиям куют клинки.
- Настоящее боевое оружие, - улыбается мастер. - Можно купить кельтский меч. Можно - японский меч-катану. Товар готов к применению.
Ручные поделки стоят дорого. Самые лучшие часы месье Фюстье стоят несколько тысяч евро. Кельтский меч или японская катана обойдутся более чем в 3 тысячи евро. Веера или перчатки - до нескольких сот евро.
Побывать на Фиолетовой улице Парижа в эти пятницу, субботу и воскресенье можно с 10.00 до 18.00 всего за 50 рублей (цена входного билета). Музей находится по адресу: Делегатская улица, дом 3.