"Давай, Россия! Давай красиво!"
После московской Олимпиады появилась шутка: мол, в 1980 году советские люди ожидали победы коммунизма, а случилась Олимпиада. Сегодня никто ничего не загадывает и на год вперед, так что Олимпийские игры-2014 в Сочи хоть какая-то перспектива и небольшая уверенность в завтрашнем дне. По крайней мере в том, что страна до 2014 года не отгородится от остального мира новым "железным занавесом" и даже выполнит обещание построить в Сочи город-сад. Точнее, город-стадион, город-каток и город - горнолыжный курорт. Во всяком случае, на время Олимпиады по центру Сочи наверняка перестанут спокойно гулять коровы, затрудняя и без того весьма затрудненное дорожное движение (чему я лично была свидетелем всего лишь год назад).
Что же касается "железного занавеса", то в принципе и он спорту и миру не помеха, о чем свидетельствует опыт проведения московской Олимпиады 1980 года. Его тогда на короткий период приподняли, и даже некоторые приметы капиталистического рая (наивно принятые некоторыми советскими обывателями за первые признаки наступающего коммунистического благоденствия) просочились на аскетичные прилавки московских магазинов в виде финского сервелата нарезкой и баночного импортного пива.
Шахматист Анатолий Карпов, участвующий в посиделках у Малахова перед объявлением города-победителя, с ностальгией вспомнил, что лучшей Москвы со времен летней Олимпиады-80 не видел. Это, мол, был настоящий праздник народа. Ну да, это был, конечно, праздник народа, только народа, существенно сокращенного и прореженного. Иногородним закрыли въезд в столицу, многие коренные москвичи сами покинули родной город от греха подальше, а антиобщественный элемент скопом отправили за 101-й километр.
Сегодня, как ни крути, иные времена. И если тогда победа Москвы над другими городами мира большинству советских людей наверняка казалась абсолютно логичной ("Москва - столица мира, порт пяти морей, главный город страны победившего социализма"), то теперь победы российского Сочи ждали как чуда, просто потому, что "нам победа как воздух нужна". Что, собственно, и продемонстрировали ночные бдения в студии "Первого канала".
Честно говоря, увидев Андрея Малахова в спортивной форме с олимпийским факелом в руке, зазывающего зрителей в эфир специального ночного канала, я почуяла недоброе. Во-первых, вспомнилось, как он уже репетировал бег с олимпийским факелом, а потом выяснилось, что это розыгрыш. А во-вторых, пафосные камлания у Малахова на фоне российских триколоров под крики "Россия, вперед!" всегда оборачивались нашим поражением - будь то матч россиян с японцами на чемпионате мира по футболу или конкурс "Евровидение". Все всегда начиналось "за здравие", а заканчивалось поношением Запада, вставляющего нашим талантам палки в колеса, и заклинаниями, что наше поражение - все равно победа. Всем врагам назло.
Теми же возгласами о возросшей силе и величии России открылся и ночной эфир в преддверии решающего голосования членов МОКа в Гватемале, правда, на этот раз воля к победе была подкреплена и практическим соображением: "После того как нас поддержал Владимир Владимирович, мы победим".
Владимир Владимирович действительно подстелил соломки, лично приехав в Гватемалу, пообедав с президентом МОКа и выступив на презентации российского олимпийского проекта на английском и французском языках. К тому же он твердо пообещал олимпийцам снега, чего не сделали ни австрийцы, ни корейцы, напиравшие на уже существующие у них спортивные сооружения и современную инфраструктуру. Но европейцев, к примеру, инфраструктурой не удивишь, а снегом - пожалуйста. Того же, что снега зимой в России - как грязи в другие сезоны, они в массе своей просто не представляют. Видать, на снег и повелись.
По мере приближения к волнующему (теперь все поголовно говорят "волнительному") моменту объявления города-победителя атмосфера в студии у Малахова накалялась. Участники, среди которых были политики, артисты, певцы, спортсмены, кричали: "Мы уже победили. Это общенациональный проект, который объединил нашу великую нацию. Россия должна победить. В какой стране мира есть такой спортивный президент?"
Обнаружились в студии и вездесущие Жириновский с Митрофановым, которые еще днем, как явствовало из новостного сюжета, нацепили на себя майки и бейсболки с логотипом олимпийского Сочи, потребовали самолет на Гватемалу и под этим предлогом слиняли с заседания Думы, где обсуждался очередной скучный законопроект. Не дождавшись самолета на Гватемалу, эти веселые ребята отправились в "Останкино". Хоть так, да на виду. Жириновский предложил подумать о переносе столицы в Сочи. Его соратник Митрофанов заявил, что, по его сведениям, американцы проталкивали Южную Корею, но лично он, Митрофанов, не знает ни одного южнокорейского спортсмена, в то время как наши Третьяк и Фетисов травмами и потом заслужили победу в Сочи (студентки-кореянки, присутствовавшие в студии, схватились за голову и едва не зарыдали, но на их переживания никто не обратил внимания). Потом Митрофанов заподозрил неладное: "Чего они там в Гватемале тянут? Что не объявляют результат? В Вашингтон, что ли, дозваниваются?"
Бдительный ведущий ток-шоу "Судите сами" Максим Шевченко тоже пытался предупредить о возможной политической подоплеке в выборе страны - претендента на проведение зимней Олимпиады. Но тут Малахов вовремя предложил боксеру Косте Цзю напугать западных конъюнктурщиков своим кулаком, символизирующим всю российскую мощь, и дело решилось победой России ко всеобщему ликованию в студии.
Я, признаюсь, тоже желала победы родному Отечеству (не пятая же я колонна какая-нибудь?), но в то же время хотела бы на всех них посмотреть, если бы вышел облом. Однако случилась долгожданная победа, и даже люди, не замеченные во взаимной симпатии, бросились обниматься, целоваться, брататься, впрямую иллюстрируя олимпийский девиз: "О, спорт! Ты мир!". В финале Валерий Комиссаров, Николай Харитонов, Владимир Жириновский, Алексей Митрофанов и губернатор Георгий Боос, обхватив друг друга за плечи и покачиваясь, как каэспэшники во время исполнения песни Визбора "Милая моя, солнышко лесное", исполнили вместе со Львом Лещенко гимн Олимпиады-80 про ласкового Мишу. И ради этой сцены всеобщего единения стоило, пожалуй, России победить.
Последними словами Митрофанова, когда в эфир уже пошла заставка с титрами, были: "Интересно, что сейчас в городе творится?" Специально выглянув в окно, я обнаружила абсолютно темный дом напротив и полную пустоту и тишину на улице. Видать, не все россияне, вопреки бесконечным уверениям Малахова ("Сегодня не спит вся страна"), бодрствовали в эту праздничную ночь, несмотря на обещания, что "вы, зрители "Первого канала", первыми узнаете результаты голосования".
Рекламный ролик "Первого", в котором канал пиарит сам себя, сопровождается песенкой девичьего дуэта "Тату" "Нас не догонишь". Блажен, кто верует. Параллельно с "Первым" в прямом эфире всю ночь работал канал "Спорт", а о победе Сочи в спецвыпуске сообщил и "ТВ Центр".
Кричали на "Первом" - громче всех: "Давай, Россия, давай красиво!" И если бы не новости с обаятельным и спокойным Дмитрием Борисовым, которые выходили каждые полчаса, и не фрагменты ночной беседы Бориса Бермана и Ильдара Жандарева с фигуристами Ириной Слуцкой и Ильей Авербахом, в сухом остатке остались бы только эти крики да безудержная лесть в адрес "капитана команды", "самого спортивного президента в мире". По этой части, впрочем, "Первый" и впрямь не догонишь.